Развитие памяти

Динамика развития памяти в онтогенезе

С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям:

  • Механическая память постепенно дополняется и замещается логической памятью.
  • Непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное запоминание, связанное с активным и осознанным использованием различных мнемотехнических приемов и средств.
  • Непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека замещается произвольным запоминанием.

Развитие памяти (по Блонскому):

  1. Моторная (двигательная) память (первые месяцы жизни);
  2. Аффективная память (к 6 мес.);
  3. Образная память (к 2-м годам), этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту;
  4. Логическая память («память-рассказ»). Она имеется уже у ребенка 3-4-летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте.

Однако многие данные, в частности факты, свидетельствующие об онтогенетически ранней эмоциональной откликаемости младенца на обращение матери, говорят о том, что, по-видимому, раньше других начинает действовать аффективная, а не двигательная память. Возможно, они появляются и развиваются практически одновременно. Окончательного ответа на данный вопрос пока не получено.

Начиная со школьного возраста, идет процесс одновременного развития непосредственного и опосредствованного запоминания, а затем и более быстрого совершенствования опосредствованной памяти. В пользу последнего предположения говорит тот факт, что взрослые люди, систематически занимающиеся умственным трудом и, следовательно, постоянно упражняющие свою опосредствованную память, при желании и при соответствующей умственной работе очень легко могут запомнить материал, обладая вместе с тем удивительно слабой механической памятью.

Влияние других психических процессов на развитие памяти

  1. Мышление. Память по мере своего развития все более сближалась с мышлением. «Анализ показывает, — писал Л.С.Выготский, — что мышление ребенка во многом определяется его памятью… Мыслить для ребенка раннего возраста — значит вспоминать… Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти».
  2. Речь. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А.Н.Леонтьева, состоит в том что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредствованным». Само развитие стимулов-средств для запоминания подчиняется следующей закономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук и т.п.), а затем становятся внутренними (чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. «Можно предположить, — замечает А.Н Леонтьев, — что самый переход, совершающийся от внешне опосредствованного запоминания к запоминанию, внутренне опосредствованному, стоит в теснейшей связи с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю».

См. также: