Психология внимания

В настоящее время внимание понимается как избирательная направленность и сосредоточенность психики (сознания) на определенных объектах, имеющих для личности устойчивое или ситуативное значение.

Физиологическими основами внимания являются формирование в соответствующем участке центральной нервной системы доминанты, определяющей избирательность внимания, и общий уровень активности нервной системы, влияющий на уровень бодрствования.

Свойства внимания

  1. Объем внимания – это количество объектов, которые человек может воспринять и осознать в условиях одноразового и кратковременного предъявления. Норма – 7± Изучается с помощью тахистоскопического метода (на экране мелькают объекты, появляющиеся на 0,1 сек).
  2. Распределение внимания – проявляется при одновременном выполнении двух или более видов деятельности. Легкость зависит от содержания совмещаемых видов деятельности и, главное, от степени автоматизации одного из видов деятельности. Легче совмещаются различные по содержанию виды деятельности – умственная и физическая.
  3. Концентрация внимания – это сила сосредоточения внимания на объекте или деятельности, это силовая характеристика внимания, обратно пропорциональная отвлекаемости.
    Концентрация внимания определяется следующими факторами:

    • Внешние условия: обстановка, в которой выполняется деятельность — отвлекающие факторы снижают уровень концентрации внимания.
    • Содержание выполняемой работы: чем интереснее выполняемая деятельность, тем выше уровень концентрации внимания.
    • Степень сложности выполняемой деятельности: наибольшая концентрация внимания достигается при средней степени сложности выполняемой деятельности; при слишком легкой или слишком сложной деятельности концентрация внимания снижается.
    • Особенности личности: волевые качества и темперамент – чем выше уровень развития воли, сила и уравновешенность нервных процессов, тем выше уровень концентрации внимания.
  4. Устойчивость внимания – длительность сосредоточения (временная характеристика внимания). Зависит от тех же факторов, что и концентрация, но не является постоянной характеристикой. Изменение проявляется в колебаниях внимания:
    • Микроколебания – от 2 до 12 сек;
    • Макроколебания – 15-20 мин.

    Колебания внимания отражаются на качестве работы. Причины колебаний – утомление.

  5. Переключаемость внимания – проявляется при переключении с одной деятельности на другую. Легкость переключения зависит от содержания деятельности, на которую переключаются, от степени трудности (индивидуально) и от особенностей личности, в первую очередь, от подвижности нервной системы (чем подвижнее нервная система, тем выше уровень переключаемости внимания).

Виды внимания

  1. Непроизвольное (пассивное, эмоциональное) внимание является врожденным и связано с эмоциями и чувствами: происходит отбор и удержание в сознании объектов, имеющих для человека эмоциональное значение.
  2. Произвольное (активное, волевое) внимание формируется в детстве под воздействием воспитания; отсутствие связи объекта внимания с эмоциями, а следовательно, и интереса к этому объекту компенсируется наличием волевого усилия для удержания данного объекта в сознании.
  3. Послепроизвольное внимание возникает в процессе увлечения на основе произвольного внимания, когда к объекту внимания возникает интерес и пропадает необходимость применения волевого усилия.

Отличительные признаки видов внимания можно представить в таблице:

Непроизвольное внимание Произвольное внимание Послепроизвольное внимание
Наличие или отсутствие цели Нецеленаправленное Целенаправленное Целенаправленное
Наличие или отсутствие волевого усилия Не волевое Волевое Не волевое
Происхождение Биологическое Социальное Биологическое и социальное

Причины и факторы возникновения непроизвольного внимания

  1. Внешние, определяющиеся особенностями действующих на человека раздражителей;
    • Относительная сила раздражителя (на фоне остальных);
    • Величина;
    • Относительная новизна (любые изменения привычного раздражителя);
    • Длительность (обратное соотношение);
    • Движение, особенно начало и прекращение его.
  2. Внутренние, определяющиеся особенностями самого человека.
    • Интересы личности;
    • Опыт человека;
    • Эмоции и чувства (внимание привлекают эмоциогенные факторы);
    • Состояние человека.
  3. Значимость раздражителя – соответствие внешних особенностей раздражителя внутренним потребностям человека.

Индивидуальные особенности внимания

Характеристики внимания часто связаны с состоянием человека. В качестве индивидуальных характеристик внимания рассматриваются его устойчивые, не зависящие от состояния свойства.

Индивидуальные особенности внимания обусловлены особенностями нервной системы:

  • Сильный тип нервной системы – высокая концентрация и устойчивость внимания; слабый тип – низкая концентрация и устойчивость;
  • Подвижный тип нервной системы – высокая переключаемость внимания; инертный тип — низкая переключаемость.

Одним из индивидуальных особенностей внимания является рассеянность. Рассеянность в одних случаях обусловлена низкой концентрацией и устойчивостью внимания (неспособность сконцентрировать внимание), в других случаях – низкой переключаемостью в связи с его высокой концентрацией и устойчивостью (неспособность переключить внимание).

Основные нарушения внимания и их причины

  1. Сужение сознания: низкий объем внимания, низкое распределение внимания. Возникает при органических поражениях головного мозга.
  2. Патологическая отвлекаемость: нарушение концентрации и устойчивости внимания. Возникает не только при органических, но и при психических заболеваниях (например, маниакально-депрессивный психоз в маниакальной стадии).
  3. Вязкость внимания: чрезмерная инертность. Человек не может переключиться, «увязает» в проблеме. Патологическая инертность является следствием патологических заболеваний (например, эпилепсия).

Диагностика внимания

Существует множество психодиагностических методик, направленных на выявление особенностей внимания. Примеры:

  • Черно-красные таблицы: диагностирует объем, распределение и переключаемость внимания. Обследуемому предъявляется таблица, на которой изображены несколько рядов беспорядочно разбросанных красных и черных цифр от 1 до 25. Тест состоит из трех проб: двух простых и одной сложной. Задание каждой из проб необходимо выполнять в максимально возможном темпе. Первая простая проба – нахождение цифр от 1 до 25 в порядке возрастания. Вторая простая проба – нахождение цифр от 25 до 1 в порядке убывания. Третья сложная проба состоит из чередования серий цифр по возрастанию и убыванию: 1-25; 2-24 и т.д. Оценивается время выполнения каждой из проб и количество ошибок.
  • Методика Мюнстерберга: диагностирует уровень концентрации и устойчивости внимания. Тест состоит из буквенного текста без пробелов, в котором в числе беспорядочно расположенных букв имеются слова. За 2 минуты необходимо отыскать и указать эти слова. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок. Ошибками считаются пропущенные и неправильно выделенные слова.