Психология дошкольного возраста

Дошкольный возраст охватывает период развития ребенка от 3 до 6-7 лет.

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

Социальная ситуация развития дошкольника характеризуется существенным расширением спектра межличностных отношений, которые на предшествующем этапе развития – в раннем возра­сте – сводились преимущественно к узкому семейному кругу. До­школьник, сохраняя в качестве наиболее значимых отношения с родителями и другими членами своей семьи, начинает активно осваивать сферу общения со сверстниками, а поступив в дошкольное учреждение, включает­ся и во взаимоотношения с воспитателем как социальным взрос­лым, выполняющим особые функции и предъявляющим особые, новые для ребенка требования. Однако изменения социальной ситуации развития в этом возрасте не ограничиваются только расширением сферы взаимоотношений: вместе с познавательным и личностным развитием дошкольника происходит и качествен­ное изменение его прежних связей – перестраиваются детско-родительские отношения, иное психологические содержание при­обретает и взаимодействие с другими членами семьи. Дошколь­нику становятся доступными более глубокие формы общения с людьми.

Ведущая деятельность дошкольного возраста

Принципиально иной по сравнению с ранним детством у до­школьника становится и сфера деятельности. На протяжении до­школьного возраста ребенок осваивает такие сложные виды деятельности, как сюжетно-ролевая игра (ведущая деятельность этого возраста), ри­сование, конструирование, восприятие сказки и многие другие виды активности. Продолжает интенсивно развиваться и деятель­ность общения: дополнительно к ситуативно-личностной и ситуа­тивно-деловой формам общения ребенка со взрослым дошколь­ник осваивает две новые, более сложные формы общения – вне­ситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное, а также взаимодействие со сверстниками.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая деятельность.

Психические новообразования дошкольного возраста

В рамках значимых взаимоотношений, пронизывающих все фор­мы деятельности ребенка, у дошкольников постепенно склады­вается целая система новообразований. В этот возрастной период в психологии ребенка происходят существенные преобразования, которые затрагивают все основные психологические свойства – эмоциональные, интеллектуальные и волевые.

Одним из наиболее важных аспектов психического развития детей дошкольного возраста является формирование реального и идеального образов «Я» как компонентов самоотношения. Основанием для формирования данных образов в сознании ребенка являются, прежде всего, оценочные суждения взрослых, которые накладывают отпечаток на самооценку ребенка на всю его дальнейшую жизнь. Многие авторы считают, что к концу дошкольного возраста полностью закладывается фундамент личности человека.

Эмоциональная зависимость от оценок взрослых обусловливает ярко выраженное в старшем дошкольном возрасте стремление получить одобрение и похвалу, что отражается на особенностях всей мотивационной сферы личности ребенка. Иерархия мотивов детей 5-7 лет обнаруживает преобладание общественно значимых мотивов над личностными. Поэтому особенности взаимодействия ребенка данного возраста с окружающими людьми так же определяют многие аспекты дальнейшей социализации его личности.

Обусловленная стремлением дошкольника к одобрению со стороны взрослых интериоризация общественно значимых мотивов, в свою очередь, приводит к формированию высших чувств в эмоциональной сфере личности ребенка. Именно на данном возрастном этапе формируются моральные (чувство гордости, стыда, дружбы), эстетические (чувство прекрасного, чувство героического) и интеллектуальные (любопытство, любознательность, удивление) чувства.

Отступление от личных мотивов в пользу социально одобряемых отражается и на развитии волевой сферы личности дошкольника. Чтобы достичь похвалы, ребенку зачастую становится необходимым посредством волевого усилия отказываться от тех непосредственных поведенческих реакций, которые не являются социально одобряемыми. Таким путем у старшего дошкольника формируются произвольность поведения и волевые качества личности.

Главным новообразованием дошкольного возраста является формирование системы свойств, называемой комплексом готовности к школьному обучению.

Вновь сформированные особенности личности старшего дошкольника, как правило, приводят к зарождению описанного Л.С. Выготским кризиса семи лет – кризиса потери детской непосредственности.

Роль игры в развитии ребенка

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности.

В связи с высокой скоростью развития речи и, в том числе, обогащения словарного запаса одним из основных видов активности ребенка также является общение со сверстниками. На этом основании формируются такие качества личности ребенка, как умение договариваться с другими и учитывать их интересы, т.е. социальные навыки. В процессе общения со сверстниками и в совместных с ними играх дошкольник также продолжает развивать в себе способность сдерживать собственные эмоциональные порывы, т.е. происходит укрепление волевых качеств.

Преимущественно в играх и общении в данном возрасте реализуется врожденная познавательная потребность дошкольника. При этом наглядно-действенное мышление уже не является доминирующим, уступая наглядно-образному мышлению с элементами абстрактного.

Факторы, влияющие на психическое развитие дошкольника

На психическое развитие каждого ребенка оказывают значительное влияние биологические и социальные факторы, являющиеся индивидуальными и неодинаковые у разных детей. К биологическим факторам развития, прежде всего, относится генотип, к социальным – стиль родительского воспитания, семейная среда, особенности группы детского дошкольного учреждения, культурная среда и т.п. Поэтому в каждом индивидуальном случае необходимо учитывать, что психологическая норма развития во всех аспектах имеет большой диапазон.