Психологическое воздействие

Определение понятия психологического воздействия

Психологическое воздействие – это преднамеренное или непреднамеренное влияние одного или нескольких людей на психологические состояния, чувства, мысли и поступки другого человека или группы людей.

Существует несколько основных способов психологического воздействия, отличающихся друг от друга, во-первых, по психологическим механизмам, обеспечивающим влияние, во-вторых, по степени активности субъекта и объекта влияния, в-третьих, по доминированию рационального или эмоционального начала в воздействии, в-четвертых, по степени осознанности влияния субъектом и объектом воздействия.

Основные способы психологического воздействия

  1. Убеждение – логически аргументированное психологическое воздействие одного человека или группы людей на логико-эмоциональную сферу другого человека или группы людей, которое воспринимается критически и рационально, а реализуется сознательно. При этом субъект убеждения (убеждающий) отбирает, логически упорядочивает определенные факты и, выстраивая их в логической последовательности, побуждает объекта убеждения (убеждаемого) совершить подобный анализ и придти к точке зрения субъекта убеждения. При этом активизируется мыслительный процесс объекта убеждения.
    Методы убеждения. По форме различают дидактический, сократический и диалогический методы убеждения. Дидактический метод предполагает монолог субъекта убеждения, при сократическом методе убеждение осуществляется пошагово, с учетом реакций объекта убеждения, диалогический метод убеждения используется в ходе переговоров, дискуссий, полемики, спора.
    Эффективность убеждения зависит от особенностей убеждающего сообщения, свойств субъекта и объекта убеждения.
    Убеждающее сообщение включает в себя 3 элемента: тезис (положение, нуждающееся в доказательстве), аргументацию (или доводы) и извлечение выводов. Чтобы убеждение было эффективным, тезис должен быть доступным, четким и однозначным, логически непротиворечивым, не должен меняться в ходе процесса. Аргументация, или доводы в защиту тезиса, должны быть ориентированы на конкретного человека или группу людей, их количество должно быть минимальным, а весомость – максимальной. Извлечение выводов является наиболее эффективным в том случае, если объект убеждения осуществляет его самостоятельно и наименее эффективным – если субъект убеждения высказывает сформулированные выводы в назидательной форме.
    К свойствам субъекта убеждения, оказывающим влияние на эффективность убеждения, относятся преимущественно те качества, которые связаны с умением быстро ориентироваться в ситуации, а именно: скорость восприятия, гибкость мышления, свобода владения речью, способность к эмпатии, мотивация, интерес к общению, умение быстро принимать решение при изменении ситуации. Кроме того, важное значение имеют качества субъекта убеждения, оказывающие влияние на восприятие субъекта убеждения объектом убеждения, а именно: кредитность (дружественность, искренность, умение расположить к себе), компетентность, внешняя привлекательность, динамизм эмоциональной сферы.
    К свойствам объекта убеждения, оказывающим влияние на эффективность убеждения, относятся установка на содержание сообщения и особенности социального окружения и самой личности.
  2. Внушение – это способ психологического воздействия, направленный на эмоциональную сферу человека или группы людей, при котором внушаемое сообщение воспринимается неосознанно, некритически и реализуется в поведении с большой долей автоматизма.
    Виды внушения: по направленности – гетеросуггестия (внушение извне) и аутосуггестия (самовнушение); по степени осознанности – гипнотическое, постгипнотическое, в естественном сне, в бодрствующем состоянии; по содержанию – положительное (формирование мотива) и отрицательное (запрет); по цели – преднамеренное и непреднамеренное; по методу – прямое и косвенное.
    Эффективность внушения зависит от особенностей суггестора (внушающего), взаимоотношений между суггестором и суггерентом (внушаемым), условий или эмоциональной ситуации, характеристик внушаемого сообщения и внушаемости суггерента.
    К особенностям суггестора, оказывающим влияние на эффективность внушения, относятся его авторитет, ореол известности, статус, мнение о его нравственных качествах, обаяние.
    Эффективности внушения способствуют такие взаимоотношения между суггестором и суггерентом, которые предполагают наличие доверия, преданности и ощущение зависимости суггерента от суггестора.
    Эффективности внушающего воздействия способствуют такие условия, при которых происходит сужение сознания суггерента.
    К особенностям внушаемого сообщения, оказывающим влияние на эффективность внушения, относятся характеристики голоса суггестора, директивная (повелительная) форма высказываний, отсутствие пауз в речи, образность и понятность выражений и т.д.
    Повышенной внушаемостью обладают люди с заниженной самооценкой, доверчивые, робкие, впечатлительные, мечтательные.
  3. Психическое заражение – это процесс передачи эмоционального состояния от одного человека к другим, осуществляющийся на психофизиологическом уровне. Отличительными особенностями психического заражения являются его массовый характер и невербальный уровень передачи. Необходимым условием психического заражения является наличие толпы.
    Эффективность психического заражения зависит от количества присутствующих людей, силы эмоционального заряда, степени общности между присутствующими.
    Наиболее ярким примером психического заражения является паника. Паника проходит несколько этапов:

    • Воздействие шокового стимула, приводящее к эффекту замешательства. На этом этапе панику можно остановить путем воздействия более сильного стимула (например, фразы типа «Делайте как я!»).
    • Циркулярная реакция толпы, при которой возбуждение людей нарастает в геометрической прогрессии.
    • Демонстрация одним из людей образца поведения, кажущегося спасительным, которому следуют остальные.
    • Массовые панические действия, при которых люди находятся в состоянии аффекта.
    • Выход людей из панического состояния: является индивидуальным (ступор, агрессия и т.д.)
  4. Подражание – это основанное на способности к идентификации осознанное или неосознанное воспроизведение манер, черт или поступков другого человека или группы людей.
    Способность к подражанию заложена в природе человека, т.к. подражание старшему поколению являлось одним из условий выживания.
    Подражанию способствуют следующие факторы:

    • Моральное одобрение образца другими людьми;
    • Элементы новаторства в образце;
    • Публичная известность образца;
    • Распространенность образца, мода;
    • Внушающее воздействие, связанное с образцом.
  5. Конформность – это  тенденция изменять свое поведение под влиянием других людей так, чтобы оно соответствовало ожиданиям окружающих и их требованиям. Конформность как свойство личности, выражающееся в податливости групповому давлению, следует отличать от конформизма – приспособления к меняющимся социальным условиям.