Психологический эксперимент

Эксперимент – это основной метод психологических исследований, заключающийся в исследовательской деятельности в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает:

  1. Опытное моделирование явлений и условий при их качественной и количественной определенности;
  2. Активное воздействие исследователя на явление, или введение независимой переменной;
  3. Тщательное измерение реакций на оказываемое экспериментатором воздействие;
  4. Неоднократная воспроизводимость результата.

Эксперимент предполагает изучение причин и следствий и таким образом позволяет изучать психологические закономерности: при каких условиях, на какие воздействия осуществляются конкретные реакции испытуемых.

Этапы эксперимента

  1. Теоретический этап: формулируется теоретическое обоснование, объект и предмет изучения.
  2. Методологический этап: формулируется экспериментальная задача в виде двух рядов переменных: независимые переменные – это условия, которые изменяются в эксперименте, зависимые переменные – это особенности испытуемого, измеряемые в эксперименте. В эксперименте происходит искусственное изменение независимых переменных и фиксируется, каким образом это изменение влияет на зависимые переменные. В случае, если при проведении эксперимента существуют побочные условия, которые так же могут оказать влияние на зависимые переменные, эти условия учитываются как дополнительные переменные.
  3. Собственно экспериментальный этап: предполагает непосредственно проведение эксперимента. На данном этапе одной из важнейших задач является контроль над чистотой эксперимента, во-первых, контроль дополнительных переменных: важно, чтобы ни один побочный фактор не оказал влияние на испытуемых. Во-вторых, для участия в эксперименте необходимы 2 группы испытуемых, на одну из которых оказывается воздействие независимых переменных, на другую – нет. Участие двух групп испытуемых путем сравнения результатов в группах позволяет определить, связано ли изменение зависимой переменной с воздействием независимой переменной или это изменение происходит спонтанно.
  4. Аналитический этап: предполагает анализ и интерпретацию полученных результатов. По результатам эксперимента выявляются новые связи между явлениями, психологические закономерности.

Виды экспериментов

  1. Лабораторный эксперимент – эксперимент, осуществляемый в лабораторных условиях. Различают лабораторные эксперименты с применением технических средств и без применения технических средств. Достоинством лабораторного эксперимента является имеющаяся в лабораторных условиях возможность строгого и тщательного контроля всех дополнительных переменных, недостатком – ограничение возможности относить результаты эксперимента к условиям реальной жизни.
  2. Естественный (полевой) эксперимент – эксперимент, осуществляемый в естественных условиях реальной жизни. Достоинством естественного эксперимента является возможность относить результаты эксперимента к условиям реальной жизни, недостатком – большое количество дополнительных переменных, зачастую трудно поддающихся учету и контролю.

См.также: Организация психологических исследований