Психологическая характеристика стресса

История развития учения о стрессе

Stress (англ.) – напряжение. В психологии понимается как нервно-психическое напряжение.

Стресс – это эмоциональное состояние, возникающее у человека в различных напряженных, экстремальных ситуациях, это эмоциональная реакция на воздействие какого-либо экстремального фактора.

Понятие стресса пришло в психологию из работ врача Ганса Селье (1936), на стыке медицины и физиологии. Он обнаружил, что любая болезнь вначале проявляется в стереотипных реакциях организма, стресс – это неспецифическая физиологическая реакция организма на вредоносное воздействие или требование.

К основным стадиям физиологического стресса Селье отнес:

  • Стадия тревоги;
  • Фаза сопротивления;
  • Истощение.

Каждая из этих фаз характеризуется биохимическими реакциями.

Учение о стрессе изложено в работах Селье «Очерк об адаптационной системе», «Стресс без дистресса» (1969); последняя работа связана с психологическим стрессом.

Психологический стресс Селье связывал с различными напряженными ситуациями. Он обратил внимание, что стресс может оказывать влияние на деятельность и выделил следующие виды стресса:

  • Эустресс – стресс, оказывающий положительное воздействие;
  • Дистресс – отрицательное.

Стресс – это неизбежное состояние современного человека. Наиболее важная его причина – это неудовлетворенность межличностными отношениями с другими людьми.

Психологические реакции человека на подобные воздействия подобны биохимическим:

  1. Синтотоксические – разные формы адаптации к воздействиям;
  2. Катотоксические – реакции сопротивления воздействиям (борьба).

Без стресса жизнь неинтересна, однако существует индивидуальная мера степени его максимальной интенсивности. Поэтому негативным является как отсутствие стресса вообще, так и чрезмерно сильный стресс.

Определение понятия эмоционального стресса

В современном понимании стресс – это эмоциональное состояние, возникающее в экстремальных ситуациях. Это может быть тревога, страх, гнев, раздражение или депрессия.

Нет четкого различения между понятиями стресс, кризис, фрустрация и другими, поэтому в психологии существует некоторая путаница в этих понятиях.

Предлагается стресс понимать как более общее понятие по сравнению с другими.

Причины стрессовых состояний (классификация стрессоров)

Вероятность возникновения стресса зависит от того, как человек расценивает ситуацию.

Классификация стрессоров

Стресс и деятельность

Каждый из стрессоров может вызвать как отрицательную, так и положительную реакцию. Поэтому влияние стресса на деятельность неоднозначно: разные люди в ситуациях стресса ведут себя по-разному.

Существует 3 типа влияния стресса на продуктивность работы:

  1. Мобилизация деятельности – повышение продуктивности деятельности. В результате стресса у человека улучшается протекание всех психических процессов и соответственно повышается работоспособность.
  2. Демобилизация деятельности – снижение уровня выполняемой деятельности. В данном случае стресс оказывает негативное влияние на все психические процессы: сужается объем внимания, падает переключаемость внимания, возможны нарушения памяти, хаотичность мышления, неспособность принять оптимальное решение, необдуманность поступков.
  3. Деструкция деятельности – полный отказ от деятельности.

На характер зависимости влияет:

  • Тип нервной системы. Сила и уравновешенность нервных процессов обусловливают тенденцию к мобилизации.
  • Тип темперамента. Сангвиники наиболее продуктивны, флегматики так же при условии, если деятельность не требует переключения; холерики и меланхолики реагируют негативно.
  • Степень эмоциональной устойчивости личности и ее тревожности. Чем выше устойчивость, тем положительнее результат.
  • Уровень притязаний личности. При низком и высоком уровне притязаний эффективность деятельности в стрессовом состоянии низкая, при среднем — высокая.
  • Интернальность личности (обусловливающая ее ответственность). При низком и высоком уровне интернальности эффективность деятельности в стрессовом состоянии низкая, при среднем — высокая.
  • Самооценка личности. Имеет значение в сочетании с высоким уровнем притязаний. Если при этом самооценка является высокой, то происходит мобилизация деятельности, если низкой – демобилизация или деструкция.
  • Интеллект. Интеллект влияет на эмоциональность, а эмоциональность – на эффективность деятельности в стрессовых ситуациях. При низком и высоком интеллекте эмоциональность низкая, при среднем — высокая.

Стресс и здоровье (соматическое и психическое)

Каждая эмоция сопровождается изменениями во всех системах организма. С угасанием эмоции системы возвращаются в норму. Если эмоция сохраняется долговременно, то изменения в организме становятся необратимыми. Таким образом, негативные эмоции – это основа многих соматических и психических заболеваний. В медицине болезни «на нервной почве» называются психосоматическими.

К психосоматическим заболеваниям, в первую очередь, относятся:

  1. Сердечно-сосудистые заболевания: гипертония, инфаркты, инсульты, атеросклероз. Механизм возникновения этих заболеваний заключается в следующем: негативные эмоции вызываю сужение кровеносных сосудов, что приводит к повышению артериального давления, частоты пульса и свертываемости крови.
  2. Желудочно-кишечные заболевания: язва, колиты. В результате отрицательных эмоций снижается секреция желудочного сока, что приводит к повышению кислотности.
  3. Многие другие, например, нейродермит, кариес и прочие.

На локализацию вредоносных воздействий влияют следующие факторы:

  1. Воздействию стрессовых факторов поддается наиболее слабый орган.
  2. Характер переживаемых эмоций: преобладание эмоции гнева порождает сердечно-сосудистые заболевания, страха – желудочно-кишечные.
  3. Психологические особенности личности: сердечно-сосудистым заболеваниям подвержены честолюбивые люди (повышенный уровень притязаний), желудочно-кишечным – люди с чрезмерной гиперответственностью.

Основные механизмы возникновения соматических заболеваний

Существует два подхода к рассмотрению механизмов возникновения психосоматических заболеваний:

  1. Александер (основатель психосоматики): стрессовые ситуации порождают отрицательные эмоции (страх, тревогу, гнев); это приводит к биологическому сдвигу в организме. У животных биологический сдвиг реализуется в поведении в виде бегства или борьбы и имеет адаптивное значение. Человек живет по другим законам и вынужден сдерживать свои эмоции; происходит блокировка эмоций, приводящая к усилению физиологических реакций, разрушающих организм человека. Таким образом, причины психосоматических заболеваний – это блокируемые отрицательные эмоции.
  2. Ротенберг и Аршавский (отечественный подход, основанный на критике работ Александера): не всегда отрицательные эмоции приводят к возникновению заболеваний. Встречаются случаи, когда болезнь обостряется при благополучии. По наблюдениям врачей известны такие факты: узники концлагерей «забывали» о своих болезнях мирного периода; «блокадная гипертония» – во время блокады в Ленинграде резко снизилась заболеваемость; феномен Мартина Идена – психические и физические нарушения при достижении долгожданной цели. Следовательно, к заболеваниям приводят не подавление эмоций, а тип поведения в стрессовой ситуации: при активно-оборонительном поведении физиологические сдвиги в организме быстро нормализуются, при пассивно-оборонительном – смирении с ситуацией – возникают соматические заболевания. Таким образом, причина возникновения психосоматических заболеваний – пассивно-оборонительный тип поведения в стрессовой ситуации.
    Отсюда появилась концепция поисковой активности. Поисковая активность – это особая деятельность, направленная на изменение трудной ситуации или отношения к ней, т.е. на поведенческом или психологическом уровне. Поисковая активность связана с активно-оборонительным типом поведения и снижает подверженность человека заболеваниям в стрессовой ситуации.