Психоанализ

Психоанализ – психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Большинство людей не задумывается о том, что сознание – это еще не вся психика и даже не большая ее часть. За пределами сознания находится мощный психический аппарат, который формировался в течение многих тысячелетий и деятельность которого недоступна самонаблюдению. Однако именно в этой скрытой, бессознательной части психики находятся первоисточники многих наших чувств и мыслей.

Психоанализ был разработан в конце XIX – начале XX веков австрийским врачом Зигмундом Фрейдом. Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии, получив широкое распространение во всем мире. Открытия, сделанные на основании лечения отдельных пациентов, привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики. Более того, раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание природы психосоматических болезней.

Основоположниками психоанализа считаются также Юнг, создатель аналитической психологии, и Адлер, основатель индивидуальной психологии. Оба были учениками Фрейда, затем отошли от его концепций и создали свои собственные научные теории.

Основные положения психоанализа

Структура личности в психоанализе

  1. Ид (Оно)наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное. Это глубинная, всецело бессознательная часть психического аппарата. Это резервуар психической энергии, «кипящий котёл» влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. Руководствуется принципом удовольствия, находится в конфликтных отношениях с другими компонентами структуры личности – Я и Сверх-Я.
  2. Супер-Эго (Сверх-Я) – формируется в результате интроекции социальных норм, воспитательных запретов и поощрений и выступает как источник моральных установок индивида. Сверх-Я возникает в раннем детстве и остается практически неизменным в последующие годы, выполняя роль внутреннего цензора, совести, служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказывающим агентом. Сверх-Я функционирует большей частью бессознательно, проявляясь в сознании как совесть; вызываемые им напряжения в психической структуре воспринимаются как чувства страха, вины, депрессии, неполноценности и т.п.
  3. Эго (Я) – подструктура душевной жизни, выступающая посредником между Сверх-Я и Оно, индивидом и реальностью. Эго опирается на разумный контакт с внешним ми­ром, или на принцип реальности. Эго стремится учесть и согласовать между собой требования реальности, Оно и Сверх-Я. Это означает, что Я побуждает индивидуума под­чиняться требованиям общества и учиться откладывать удовлетворение своих по­рывов ради достижения более широких социальных целей. Если Ид предопределен генетически, а Супер-Эго — продукт влияний, исходящих от других людей, то Эго — продукт индивидуального опыта

Внутренние конфликты в теории психоанализа

Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу противоположных сил и тенденций, а именно Ид и Супер-Эго. При этом особо подчеркивается влияние бессознательных конфликтов, взаимодействие в психике сил, которые сам индивид не осознает. Источник конфликта кроется в самих условиях человеческого существования. Человек одновременно и биологическое, и социальное существо. В соответствии со своими биологическими наклонностями он стремится к поиску удовольствия и избегает боль. Это очевидное наблюдение известно как «принцип удовольствия», характеризующий фундаментальную тенденцию человеческой психологии.

У младенца влечения властные и категорические; ребенок хочет делать то, что доставляет удовольствие, брать то, что хочется, и устранять все, что препятствует достижению цели. Но ребенок должен принять запреты, нравы, идеалы и табу того особого мира, в котором он родился. Он должен выучить, что разрешено, а что запрещено, что одобряется, а что наказывается. Импульсы детства уступают давлению взрослого мира неохотно и в лучшем случае неполно. Хотя бóльшая часть подобных ранних конфликтов «забывается» (в действительности – вытесняется), многие из этих импульсов и связанных с ними страхов остаются в бессознательной части психики и продолжают оказывать значительное влияние на жизнь человека. Многочисленные психоаналитические наблюдения показали, что детский опыт удовлетворения и фрустрации играет важную роль в формировании личности. Психоаналитическая теория исходит из того, что неудачи адаптации в ран­нем детстве сказываются в течение длительного времени. Поэтому подход психо­аналитиков сосредоточен на истории развития человека в раннем детстве (в период от рождения до пятилетнего возраста): предполагается, что там можно найти раз­гадку внутренней природы личности.

Разрешение конфликтов между инстинктивными побуждениями человека и социальными (нравственными и этическими) нормами осуществляется путем вытеснения представлений об этих побуждениях из сознания в сферу бессознательного. Будучи вытесненными из сознания, эти желания и влечения не исчезают бесследно, а продолжают воздействовать на поведение человека, лишь иногда заявляя о себе в завуалированной форме (в виде сновидений, ассоциаций, ошибочных действий и т.п.). Человек, таким образом, не знает истинных мотивов своего поведения. Разрешение внутренних конфликтов, обусловленных противоречивыми установками «принципа удовольствия» и «принципа реальности», носит лишь временный характер; это оборачивается психологическим дискомфортом и ведет к возникновению неврозов.

Для опосредствования отношения бессознательного с другими уровнями служит цензура, которая вытесняет осуждаемые личностью чувства, мысли и желания в область бессознательного и не допускает обратный прорыв в сознание вытесненного содержания. Но бессознательное все же проявляется в поведении и психике человека — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах.