Понятие и структура личности

Понятие личности

На данном историческом этапе в психологии не существует однозначного и общепринятого определения личности. Наиболее распространенным является представление, вытекающее из разграничения индивида, личности и индивидуальности:

  • Индивид – человек как биологическое существо;
  • Личность – человек как социальное существо;
  • Индивидуальность – человек как уникальное существо. Понятие индивидуальности подчеркивает своеобразие каждого конкретного человека.

Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Концепции структуры личности в отечественной психологии

  1. Концепция Рубинштейна: личность состоит из следующих четырех компонентов:
    • Направленность мотивационно-ценностная сфера личности, включающая глубокие, устойчивые и относительно независимые от наличной ситуации потребности, мотивы и цели, а также базирующиеся на них ценностные ориентации, убеждения и склонности, в совокупности составляющие мировоззрение человека. Направленность определяет избирательность всех форм активности человека.
    • Характерсовокупность индивидуальных свойств личности, обусловленных ее отношениями к миру и к самому себе и проявляющихся в типичных для данного человека формах поведения.
    • Темпераментсовокупность формально-динамических свойств личности.
    • Способностииндивидуальные свойства личности, обусловливающие успешность выполняемой человеком деятельности.
  2. Концепция Платонова: личность состоит из следующих компонентов, которые могут быть рассмотрены как уровни:
    • Направленность (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение) – высший уровень структуры личности. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
    • Индивидуальный социальный опыт (приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки) – формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.
    • Индивидуальные особенности психических процессов (индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей) – зависят как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.
    • Биологически обусловленные свойства личности (темперамент, половые и возрастные особенности) – низший уровень структуры личности.
  3. Концепция Ананьева
    Характер
    Социальный статус Социальные роли
    Направленность
    Особенности социального поведения Характер коммуникаций и отношений с другими людьми
    Темперамент

Концепции структуры личности в зарубежной психологии

  1. Психоанализ: личность состоит из трех компонентов:
    • Ид (Оно) – врожденное бессознательное. Ид – бессознательная часть психики, совокупность биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. Будучи бессознательным и иррациональным, Ид подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека.
    • Эго (Я) – сознание. Второй принцип поведения – гомеостаз – тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Уровень Эго сознания находится в состоянии постоянного конфликта с Ид, подавляет врожденные влечения. На Эго воздействуют три силы: Ид, Супер-Эго и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. Эго старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу реальности.
    • Супер-Эго (Сверх-Я) – приобретенное бессознательное. Супер-Эго служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести.
  2. Бихевиоризм: личность составляют:
    • Врожденные инстинкты, основанные на безусловных рефлексах;
    • Приобретенные в процессе научения формы поведения, основанные на условных рефлексах (закрепленные по принципу удовольствие впечатывает, боль стирает).
  3. Гуманистическая теория личности Маслоу:
    • Физиологические потребности;
    • Потребность в защите и безопасности;
    • Потребность в социальных связях;
    • Потребность в уважении и самоуважении;
    • Потребность в самоактуализации.
  4. Ролевая теория личности (некоторые авторы): Личность – это совокупность исполняемых ею ролей.