Периодизация возрастного развития

Определение понятия возраста

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

  1. Хронологический возраст – определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);
  2. Биологический возраст – совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);
  3. Психологический возраст – определенный уровень развития психики, категория, служащая с целью обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обуславливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.

Периодизация возрастного развития

Вопросы периодизации возрастного развития интересовали ученых, занимающихся различными науками о человеке, на протяжении всей истории человечества.

Периодизация возрастного развития по Пифагору:

  1. Весна (до 20 лет);
  2. Лето (20-40 лет);
  3. Осень (40-60 лет);
  4. Зима (после 60 лет).

Периодизация возрастного развития по Рославскому и Петровскому:

  1. Подрастающее поколение (до 15 лет):
    • Малолетние (до 5 лет);
    • Дети (от 5 до 15 лет).
  2. Цветущее поколение (от 16 до 60 лет):
    • Молодые (от 16 до 30 лет);
    • Возмужалые (от 30 до 45 лет);
    • Пожилые (от 45 до 60 лет).
  3. Увядающее поколение (от 60 лет):
    • Старые (от 60 до 75 лет);
    • Долговечные (от 75 лет).

В настоящее время общепринятой и общенаучной считается периодизация возрастного развития Маркосяна, принятая на Международном симпозиуме по возрастной периодизации в Москве в 1965 г.:

Наименование Мальчики/мужчины Девочки/женщины
1 Новорожденные 1-10 дней
2 Грудной возраст 10 дней – 1 год
3 Раннее детство 1-3 года
4 Первое детство 4-7 лет
5 Второе детство 8-12 лет 8-11 лет
6 Подростковый возраст 13-16 лет 12-15 лет
7 Юношеский возраст 17-21 год 16-20 лет
8 Зрелый возраст Первый период 22-35 лет 21-35 лет
Второй период 36-60 лет 36-55 лет
9 Пожилой возраст 61-74 года 56-74 года
10 Старческий возраст 75-90 лет
11 Долгожители От 90 лет

Наиболее распространенной в отечественной психологии является возрастная периодизация психологического развития на основании ведущей деятельности, предложенная Д.Б. Элькониным.

Понятие ведущей деятельности

Эльконин использовал понятие ведущая деятельность, разработанное А.Н. Леонтьевым, как критерий выделения психологических возрастов. В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Ведущая деятельность проходит длительный путь становления, развития (под руководством взрослых), а не возникает сразу в готовой форме. Ведущая деятельность – это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени. Это главная деятельность по ее значению для психического развития:

  • в форме ведущей деятельности возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые типы деятельности (так, в игре в дошкольном детстве впервые возникают и складываются элементы учения);
  • в ведущей деятельности формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре формируются процессы активного воображения ребенка);
  • от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей, что составляет важную сторону формирования личности).

Виды ведущей деятельности

Среди видов ведущей деятельности Эльконин выделяет две группы:

  1. В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело с системой отношений «ребенок—взрослый».
  2. Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются способы действий с предметами: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений «ребенок—предмет».

В деятельности первого типа развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка, в деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них. В младенчестве развитие мотивационной сферы опережает развитие сферы интеллектуальной, в следующем, раннем возрасте мотивационная сфера отстает, и более быстрыми темпами развивается интеллект и т.д.

Возрастная периодизация Эльконина

В основе периодизации возрастного развития, разработанной Д.Б. Элькониным, лежат 3 критерия:

  1. Ведущая деятельность;
  2. Социальная ситуация развития – своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой;
  3. Психическое новообразование – те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

Исходя из перечисленных критериев, Эльконин предложил следующую периодизацию психологического развития:

  1. Младенческий возраст – 0-1 год. Ведущий вид деятельности – непосредственное эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия, т. е. действия, сопровождаемые и в какой-то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и другими ощущениями, восприятиями. Важным новообразованием этого возраста является формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.
  2. Раннее детство – 1-3 года. Ведущая деятельность – предметно-орудийная. В ней ребенок овладевает общественно выработанными способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми. Новообразованием возраста является развитие речи и наглядно-действенного мышления.
  3. Дошкольный возраст – 3-7 лет. Ведущая деятельность – ролевая игра, в процессе которой ребенок овладевает «фундаментальными смыслами человеческой деятельности». Здесь же формируются такие новообразования, как стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, что характеризует готовность ребенка к начальному обучению.
  4. Младший школьный возраст – 7-11 лет. Ведущая деятельность – учение. В процессе учения формируется память, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира. Новообразованиями возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план, рефлексия.
  5. Подростковый возраст – 11-15 лет. Ведущая деятельность – общение в системе общественно полезной деятельности (учебной, общественно — организационной, трудовой и др.). В этом процессе подросток овладевает навыками общения в разных ситуациях. Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности и умение подчиняться нормам коллективной жизни.
  6. Старший школьный возраст – 15-17 лет. Ведущая деятельность – учебно-проффесиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.