Организация психологических исследований

Психологическая наука развивается и дополняется благодаря научным психологическим исследованиям, изучающим закономерности психических явлений.

Уровни изучения психических явлений

Психические явления изучаются на разных уровнях:

  1. Изучение различных психических функций;
  2. Изучение взаимосвязей между психическими явлениями и результатов воздействия различных факторов на психические функции;
  3. Изучение индивидуальных различий в психических функциях.

Переменные психологического исследования

Организация психологического исследования предполагает выделение следующих факторов, или переменных:

  1. Фактор, влияние которого изучается, — независимая переменная;
  2. Фактор, который подвергается влиянию независимой переменной, — зависимая переменная;
  3. Посторонние факторы – дополнительные переменные. Влияние дополнительных переменных следует нейтрализовать.

Требования к психологическим исследованиям

Для того, чтобы считаться научным, психологическое исследование должно отвечать следующим требованиям:

  1. Репрезентативность выборки испытуемых. Выборка должна быть типичной для генеральной совокупности, иначе выводы исследования не могут распространяться на всю генеральную совокупность. Поэтому выборка должна включать типичных представителей генеральной совокупности; при этом количество испытуемых не должно быть меньше 30 человек (исходя из закономерностей теории вероятностей и математической статистики), иначе результаты могут быть случайными.
  2. Валидность применяемых методик, т.е. соответствие методик изучаемому явлению и ситуации. Соответствие методик изучаемому явлению – внутренняя валидность – определяется посредством других методик, надежных и проверенных. Соответствие методик ситуации называется внешней валидностью.
  3. Надежность процедуры исследования – возможность получения аналогичных результатов при повторном исследовании. Любое психологическое исследование должно быть воспроизводимо с таким же результатом.

Этапы (фазы) психологического исследования

  1. Теоретическая фаза. На этом этапе осуществляется изучение и обзор разнообразной литературы по теме исследования. Литературный обзор сочетается с критическим анализом нерешенных вопросов, существующих пробелов в научном знании. В заключении теоретического обзора исследователь излагает свое видение проблемы и существующие противоречия.
  2. Методологическая фаза. На этом этапе определяется актуальность исследования для современного научного знания, формулируются основные методологические принципы, на которых базируется исследование, основные понятия, используемые в работе, предмет и объект исследования (объект – выборка исследования, предмет – та психическая реальность, которая изучается). После осуществления перечисленного необходимо выдвинуть гипотезу исследования – предположения автора в отношении предмета исследования. На этом же этапе осуществляется выбор или создание конкретных методик и пилотажное исследование, проводимое на небольшом количестве испытуемых и позволяющее выявить возможные недостатки и устранить их.
  3. Собственно эмпирическая фаза. Предполагает сам процесс получения данных. Главной задачей на данном этапе является контроль дополнительных переменных, получение и точная фиксация результатов исследования.
  4. Фаза обработки результатов. На этом этапе осуществляется количественная и качественная обработка результатов исследования, в ходе которой происходит интерпретация результатов и формулируются выводы. В заключении исследования дается ответ на поставленные вопросы и формулируются практические рекомендации к применению полученных знаний.

См.также: Методология психологических исследований