Общение как обмен информацией

Коммуникативная сторона общения

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга. В структуре общения выделяют следующие компоненты:

  1. Коммуникативная сторона общения – обмен информацией между общающимися;
  2. Интерактивная сторона общения – взаимодействие и взаимовлияние, психологическое воздействие общающихся друг на друга;
  3. Перцептивная сторона общениявосприятие человека человеком и понимание людьми друг друга.

Обмен информацией между общающимися осуществляется путем коммуникаций. Коммуникация – это процесс передачи информации.

Структура коммуникативного процесса

  1. Коммуникатор – тот, кто передает информацию;
  2. Реципиент (адресат) – тот, кому передают информацию, человек или группа;
  3. Сообщение (информация);
  4. Канал связи – средства передачи информации, вербальные или невербальные;
  5. Эффект (результат) коммуникации;
  6. Обратная связь.

Средства общения

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем, т.е. средствами общения являются знаковые системы. Различают вербальные и невербальные знаковые системы.

  1. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, т.е. систему фонетических знаков. Вербальные средства общения — речь — являются самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.
  2. Невербальные средства обмена информацией — это неречевые средства общения. Они могут дополнять вербальные, противоречить им или формировать подтекст.

Невербальная коммуникация, в свою очередь, включает следующие основные знаковые системы:

  • Оптико-кинетическую: жесты, мимика, пантомимика (позы).
  • Пара- и экстралингвистическую. Паралингвистическая система — это система вокализации: особенности голоса, динамические и стилевые особенности речи, речевые штампы и оговорки. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, сам темп речи.
  • Организацию пространства и времени коммуникативного процесса: дистанция между партнерами по общению (физическая дистанция, как правило, прямо отражает эмоциональную дистанцию между общающимися), взаимное положение тел в пространстве и т.п.
  • Визуальный контакт (контакт глаз). Имеют значение длительность, частота контакта и т.п.

См.также: Психологическая характеристика общения