Малоформализованные методы

К малоформализованным методам относятся беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, биографический метод, интроспекция, эмпатическое слушание. Данные методы позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также такие особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами, например, переживания, чувства, некоторые личностные особенности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т. д. ). Вместе с тем следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста. Использование малоформализованных методов требует высокой квалификации диагноста, поскольку зачастую нет стандартов проведения обследования и интерпретации результатов. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования.

Преимущества и недостатки малоформализованных методов

Положительными сторонами данных методов выступают: гибкость и вариативность психодиагностической процедуры; возможность глубокого проникновения в уникальную жизненную ситуацию; высокая эффективность при изучении изменчивых явлений; стремление к всестороннему описанию личности.

В качестве недостатков необходимо отметить следующее: субъективизм диагностических суждений; сильная зависимость получаемых результатов от квалификации психолога; значительные временные затраты на их проведение; непригодность для проведения групповой диагностики (кроме наблюдения).

Метод наблюдения

C подробной характеристикой метода наблюдения можно ознакомиться здесь: метод наблюдения в психологических исследованиях.

Метод беседы

Индивидуальная беседа является более «психологичной» формой опроса. В отличие от классического интервью, она строится на принципах равноправного и равнопозиционного общения психодиагноста с испытуемым.

Виды бесед

В зависимости от целей использования данного метода, беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т.д.

Основной задачей ознакомительной беседы психолога с испытуемым является первичное индивидуальное знакомство с ним, как с человеком. В ходе этой беседы, которая, как правило, строится в виде свободного разговора двух собеседников.

Довольно распространенным видом беседы является диагностическая беседа. При умелом ее проведении психолог может оценить не только процессы, но и выявить глубоко личные переживания человека. Результаты беседы помогут составить психологический «диагноз», на основе которого строится дальнейшая индивидуальная работа с этим человеком.

Наиболее сложным видом индивидуальной беседы является экспериментальная беседа, которая может быть заключительным этапом социально-психологического изучения личности, когда психолог уже собрал и обобщил полученную другими методами информацию, выработал несколько рабочих гипотез, характеризующих данную личность, и в беседе подтверждает одну из них. В результате проведения этой беседы создается окончательный психологический портрет личности.

Условия проведения беседы

Любая индивидуальная беседа не должна сводиться к беспредметному разговору. Она является целенаправленной формой изучения и требует соблюдения определенных условий проведения:

  • четкого определения основной цели, последовательности вопросов;
  • непринужденности, доверительности обстановки, простоты и понятности вопросов;
  • исключения каких-либо записей во время беседы;
  • позитивного (оптимистического), конструктивного завершения беседы.

Анализ продуктов деятельности. Контент-анализ

Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

Самым распространенным методом данной группы является анализ документов. Одним из вариантов данного метода является контент-анализ — метод психологического изучения текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говорится в тексте. Вследствие выделения определенных элементов (фактов, единиц анализа) и подсчета их частоты становится возможным статистическая обработка получаемых данных, а по соотношению этих частот делаются психологические выводы.

Цели контент-анализа

  • изучение через содержание сообщений психологических особенностей их создателей — авторов (как отдельных личностей, так и группы, в том числе скрытых (порой неосознаваемых) проявлений и тенденций, дающих себе знать лишь кумулятивно, в потоке сообщений);
  • изучение реальных социально-психологических явлений, которые отражены в содержании сообщений (в том числе явлений, имевших место в прошлом, которые недоступны для исследования другими методами);
  • изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их адресатов;
  • изучение через содержание сообщений (и ответных на них сообщений) социально-психологических аспектов воздействия авторов на адресатов как представителей личных социальных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения;
  • обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик и т.д.).

Потенциальными объектами изучения могут быть любые документальные источники — книги, газеты, речи, выступления, письма, дневники, песни, поэмы и т.п.

См.также: Методы психологических исследований