Кабинет школьного психолога

Предпочтительные физические параметры кабинета школьного психолога

  1. Температурный режим. Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. Желательно также наличие установки для кондиционирования воздуха.
  2. Звукоизоляция. Необходима изоляция помещений от шума, вибрации и других неблагоприятных факторов. Для изоляции от шумов коридора используется двойная дверь. Во время занятий на входной двери необходимо вывесить предупреждение о соблюдении тишины.
  3. Освещенность. Интенсивность освещения должна регулироваться в широком диапазоне (от яркого освещения до полного затемнения). Рекомендуется комбинированное освещение как лампами дневного света, так и лампами накаливания. До и после восстанавливающих, релаксационных или развивающих занятий применяется обычное верхнее освещение; во время специальных занятий включаются боковые настенные бра со слабым зеленым светом. Сеансы релаксации проходят в полузатемненном помещении, что способствует снятию напряжения.
  4. Цвет стен, пола, мебели, портьер подбирается по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения или раздражения. В цвето-световом интерьере предпочтительными являются голубые и зеленые тона (голубой потолок для имитации неба, зеленый пол для создания образа природы).

Организация пространства в кабинете школьного психолога

С учетом задач работы детского психолога кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.

  1. Зона ожидания приема представляет собой отдельные небольшие помещения, закрытые от посторонних. В оформлении их рекомендуется использовать цветы, картины. На стенах не должно быть никаких плакатов, особенно медицинского содержания, чтобы не вызывать нежелательных ассоциаций у детей и их родителей.
  2. Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащается рабочим столом; картотекой с данными о клиентах (детях, учителях, родителях); закрытой картотекой, содержащей данные и результаты обследований, которые не должны быть доступны посторонним. В шкафу размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования.
  3. Зона консультативной работы оформляется максимально комфортно: журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковых бра. Все это вместе создает обстановку уюта, защищенности, располагает к расслаблению, успокоению, способствует открытому доверительному общению в условиях консультирования.
  4. Зона игровой терапии в специализированном кабинете детского психолога приобретает особое значение и поэтому должна быть по особому оснащена: мягкое покрытие пола, передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Здесь уместно яркое оформление интерьера и насыщение его детскими поделками, рисунками на стенах и т.д. Цветовой дизайн и фитодизайн в этой зоне взаимодополняют друг друга в создании «детского пространства». Это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию у них напряженности.
  5. Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения предполагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха, снятия усталости и восстановления работоспособности в сеансах кратковременной релаксации, а также при обучении методам саморегуляции в группах. Психоэмоциональная разрядка в этой зоне может достигаться и специфическим решением интерьера, изменением объемов и формы зоны, перемонтировкой подвижного и легко комбинируемого оборудования, трансформацией пространства с помощью временных перегородок. Эффект релаксации и снятия мышечного напряжения может быть достигнут и под воздействием определенных элементов обстановки, изменений слайдовых изображений и светового оформления, а также функциональной музыки. Помимо обучения навыкам формирования состояния релаксации, в этой зоне психологического кабинета можно проводить занятия и сеансы аутогенной тренировки с просмотром слайд- и видеопрограмм с музыкальным сопровождением.

Все эти зоны соответствуют целям и задачам функционирования специализированного кабинета детского психолога в учебно-воспитательном учреждении, где основным контингентом посещающих кабинет или нуждающихся в его работе целесообразно считать учащихся различного возраста и дошкольников, их родителей и воспитателей, учителей школ.

Оборудование кабинета школьного психолога

  • Технические средства: система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов, система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей, компьютер.
  • Методические материалы: практические материалы для психологической работы в школе, набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т. д.), набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т.д.), библиотека практического психолога, раздаточный материал для детей, родителей, учителей.
  • Документация: график работы, перспективный план работы, карты психологического изучения детей, журналы учета (первичного приема; посещаемости; групповых занятий с детьми), бланки для регистрации результатов обследования. График работы кабинета должен обеспечивать возможность проведения консультаций и занятий в любое удобное для детей, родителей и учителей время. Это — время непосредственно после уроков; возможно использование больших перемен.
  • Мебель должна быть со скругленными формами и устанавливаться по плавным кривым: рабочий стол психолога; шкаф для пособий; шкаф для техники; рабочие места детей; журнальный стол; кресла; стулья.
  • Дополнительные средства для дизайна интерьера: цветные сменные перегородки помещения; цветы; клетка для птиц; аквариум.