Гуманистическая психология

Гуманистическая психология возникла в середине ХХ века как «третья сила» в исследовании личности на фоне психоанализа и бихевиоризма. Основой гуманистической психологии послужила философия экзистенционализма, центром внимания которой является стремление человека найти смысл своего личного существования и жить свободно и ответственно в соответствии с этическими принципами. Гуманистическая психология основана на уважении личности и признании уникальности и доминировании позитивной природы каждого человека.

Основные тезисы гуманистической психологии

Основными тезисами гуманистической психологии являются следующие:

  1. Человек сам выбирает, как ему жить;
  2. Человек значительно отличается от животных, поэтому эксперименты на животных дают мало информации о людях;
  3. Основными процессами душевной жизни человека являются сознание и бессознательное, имеющие одинаковое значение;
  4. Люди относятся к себе и к другим как к существам, действующим по своему усмотрению и стремящимся творчески достичь своих целей.

Главными теоретиками гуманистической психологии являются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. Феноменологической теории Роджерса на данном сайте посвящена отдельная страница.

Теория самоактуализации Абрахама Маслоу

В теории Маслоу наиболее важное значение придается врожденной потребности каждого человека в самоактуализации – полной реализации потенциала своей личности. Самоактуализация – это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы, как более полное познание и приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции личности. Самоактуализация – это и потребность, и процесс, и высший уровень развития.

Маслоу начал исследование феномена самоактуализации с изучения жизни, ценностей и отношений заинтересовавших его людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто достиг более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем большинство других людей. Он считал, что таких людей ничтожное меньшинство – около 1% населения.

Маслоу отмечал, что все самоактуализирующиеся люди имеют общую особенность деятельности: «они все без исключения, вовлечены в какое-то дело, во что-то находящееся вне них самих. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание. Они занимаются чем-то, что является для них призванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает разделение «труд – радости». Один посвящает свою жизнь закону, другой – справедливости, еще кто-то – красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску того, что я назвал «бытийными» … ценностями, т. е. поиску предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Имеется около четырнадцати таких Б-ценностей: истина, красота, добро древних, совершенство, простота, всесторонность и несколько других».

Коренное различие между самоактуализирующимися и не самоактуализирующимися людьми Маслоу видел в их мотивации. Согласно теории Маслоу, потребность в самоактуализации может быть выражена и удовлетворена только после того, как будут реализованы более низшие потребности – потребности в безопасности, любви, пище и т.п. Маслоу различал две большие категории мотивов человека: дефицитарные мотивы (направленные на снятие напряжения) и мотивы роста, или метапотребности (направленные на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний). Он считал, что метапотребности так же свойственны людям от рождения, как и дефицитарные потребности, но в зависимости от социальных влияний (нищета, эксплуатация, предрассудки) ее актуализация может и не произойти. Депривация метапотребностей вызывает метапатологии (например, апатию, цинизм, отчуждение)

Таким образом, с точки зрения Маслоу, у самоактуализирующихся личностей выражена потребность в самоактуализации (метапотребность), однако проявляется она только при условии удовлетворения потребностей более низкого уровня (дефицитарных потребностей). Автор писал: «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек – это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями.

Маслоу принадлежит одна из наиболее распространенных классификаций человеческих потребностей: так называемая пирамида Маслоу, отражающая от основания к вершине человеческие потребности в таком порядке, в котором они могут быть реализованы: каждый более высокий слой может быть реализован только при условии удовлетворения всех потребностей, расположенных ниже.

  1. Физиологические (органические) потребности;
  2. Потребность в безопасности;
  3. Потребность в любви и принадлежности (социальных связях);
  4. Потребность в уважении и самоуважении;
  5. Познавательные потребности;
  6. Эстетические потребности;
  7. Потребность в самоактуализации (реализации своих целей и способностей, развитии личности).

Таким образом, потребность в самоактуализации может быть реализована только тогда, когда удовлетворены все другие потребности.