Формирование положительной мотивации учебной деятельности

Недостаточность учебной мотивации, ее внешний или отрицательный характер являются одной из преобладающих причин неуспеваемости школьников. Формирование внутренних мотивов (познавательный интерес, стремление к приобретению знаний), придающих учебной деятельности ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него важной целью, а не только средством для достижения других целей (например, престижных или выполнения требований родителей и т.д.), является необходимым условием эффективности учебной деятельности.

Основные пути формирования положительной мотивации учебной деятельности связаны с деятельностью педагога:

  1. Особенности учебного материала. Во-первых, при подборе учебных материалов педагог должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, с тем, чтобы содержание учебного материала, содержание отдельных уроков удовлетворяло наличным потребностям школьников и в наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей. Во-вторых, учебный материал, используемый на уроке, должен соответствовать уровню их умственного развития, уровню наличных знаний (должен быть доступным, но не слишком простым).
  2. Приемы и методы работы на уроке должны соответствовать пробуждению активности и самостоятельности детей (не должно быть однообразных упражнений на уроке, вопросов, рассчитанных только на запоминание, и т.п.). Особой эффективностью для формирования положительной учебной мотивации обладает метод проблемного обучения.
  3. Выбранные педагогом средства побуждения учебной мотивации должны соответствовать индивидуальным особенностям ученика (например, старания не принесут результата, если учитель пытается побудить ученика угрозой, двойками, в то время как причиной отрицательного отношения является отсутствие нужного уровня знаний, и в этом случае надо было организовать восполнение пробела в знаниях и поощрять каждый шаг продвижения вперед).
  4. В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. Оценка, поощрение, порицание, т.е. различного рода словесные подкрепления, являются воздействиями, мотивирующими учебную деятельность. Однако этими воздействиями следует пользоваться очень осторожно, тонко, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так как они влияют не только на ситуативные мотивы учебной деятельности, но при длительном использовании формируют также самооценку учащихся и ряд других особенностей личности. Самооценка учеников обусловлена не столько их объективными возможностями, сколько влиянием оценочных воздействий, особенно со стороны учителя. Отсутствие оценки дезориентирует его, заставляет строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, а на основе субъективного истолкования отношения к нему учителя. Так же отрицательно влияет и опосредованная оценка (оценка одного ученика через оценку другого). При систематическом ее применении может возникнуть отрицательное отношение к одноклассникам или отчуждение от класса. Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у детей адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно осторожно надо использовать в текущем учете неудовлетворительные отметки, а на первых порах обучения, по-видимому, лучше вовсе не использовать. Вместо этого надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе, отмечая, что того-то и того-то ребенок еще не знает, пока не усвоил, не умеет.

Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся следует использовать не один путь, а все перечисленные пути в комплексе, так как не один из них сам по себе не может играть решающей роли в становлении учебной мотивации всех учащихся. В совокупности, в комплексе все указанные пути являются достаточно эффективным средством формирования мотивации учения у школьника.