Факторы эффективности памяти

Факторы, влияющие на эффективность запоминания

  1. Мнемическая установка – система требований, которым должно удовлетворять запоминание информации (наличие цели запомнить информацию). При прочих равных условиях эффективность произвольного запоминания выше, чем непроизвольного.
    Основные варианты мнемической установки: на точность (наизусть или своими словами); на полноту запоминания (сплошное или выборочное запоминание); на прочность (на всю жизнь или до экзамена); на последовательность; на время воспроизведения.
  2. Степень участия мышления в процессе запоминания. Чем выше роль мышления, тем лучше запоминается. Участие мышления заключается в использовании логических приемов запоминания:
    • Осмысление (понимание) информации;
    • Смысловая группировка материала, разбиение текста на смысловые части (план);
    • Выделение опорных пунктов (заголовки основных смысловых частей, краткие тезисы, рисунок или образ);
    • Определение последовательности опор: план запоминания и воспроизведения;
    • Сравнение новой информации с уже известной и знакомой: установка ассоциаций.
  3. Повторение. Основные правила:
    • Повторять нужно в первое время после восприятия информации;
    • Повторение не должно быть шаблонным или стереотипным (механическим). Каждое повторение должно преследовать свою цель: осмыслить, выделить главное, повторить отдельные части и т.п.;
    • Распределенное во времени запоминание является более эффективным, чем концентрированное (закон Йоста);
    • Использовать комбинированный способ повторения (во всем объеме, затем частично, затем снова во всем объеме и т.п.). Если объем материала небольшой, то повторять лучше каждый раз целиком;
    • Разные части материала требуют разного количества повторений: необходимо чаще повторять середину материала, чем его начало и конец.
  4. Мотивация (степень заинтересованности в запоминании). Запоминание наиболее эффективно при средней силе мотива запоминания, при низкой и высокой силе мотива эффективность запоминания снижается (закон Йеркса-Додсона).
  5. Использование различных видов чувств.

Условия эффективности непроизвольного запоминания:

  • Интерес;
  • Частота встречаемости информации (чем чаще, тем лучше запоминается);
  • Связь информации с выполняемой деятельностью человека – чем больше информация включена в деятельность, тем лучше запоминается. Лучше запоминается то, что связано с целью деятельности.
  • Степень трудности информации. Чем труднее материал, тем он лучше запоминается. Это связано со степенью самостоятельной мыслительной активности в процессе обработки информации (включением информации в активную мыслительную деятельность).

Факторы, влияющие на эффективность сохранения

Причины забывания информации:

  1. Время, прошедшее после восприятия или заучивания информации: влияет на разные виды памяти по-разному. Эффективность сохранения в механической памяти очень низкая, в логической памяти – существенно выше.
    Феномен Бэлларда (реминисценция): отсроченное воспроизведение является более эффективным, чем непосредственное. Реминисценция является феноменом логической памяти и для ее возникновения необходимо минимум 50% запоминания информации. Причины реминисценции: снятие утомления, накопившегося после заучивания; снятие эмоционального волнения. Таким образом, для того, чтобы возникла реминисценция, необходимо делать передышку между запоминанием и воспроизведением информации.
  2. Интерференция (наложение) – это отрицательное влияние предыдущей или последующей деятельности на запоминание информации. Различают два вида: проактивное торможение – влияние предыдущей деятельности; ретроактивное торможение – влияние последующей деятельности.
    Следовательно, среднюю часть материала следует повторять чаще, т.к. на нее действуют и проактивное, и ретроактивное торможение; заучивание материала должно происходить утром или вечером.
  3. Частота практического использования информации: чем чаще применяется информация в практической деятельности, тем лучше она сохраняется в памяти.
  4. Вытеснение – бессознательное подавление неприятной для человека информации (Фрейд).

См. также: