Эмпирическая часть

Эмпирическая глава дипломной работы по психологии, как правило, вызывает у студентов наибольшее количество вопросов и затруднений. В действительности написание эмпирической части диплома по психологии не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

План эмпирической главы

Проще всего написать план эмпирической части. Пунктов или параграфов в эмпирической главе, как правило, столько же, сколько и задач дипломной работы (с более подробной информацией о задачах дипломной работы можно ознакомиться в разделе «Введение»). Пункты эмпирической главы соответствуют поставленным во введении задачам. Названия параграфов эмпирической части можно почти дословно скопировать из наименований задач исследования, с тем лишь отличием, что задачи сформулированы как поставленные вопросы, а пункты эмпирической главы — как заголовки ответов на эти вопросы. Например:

Задача: «выявить особенности волевой сферы личности военнослужащих»

Пункт эмпирической главы: «Особенности волевой сферы личности военнослужащих»

Некоторые научные руководители требуют от студентов написания еще одного пункта эмпирической главы — параграфа с общим описанием результатов диагностики испытуемых. Этот пункт добавляется в самое начало эмпирической главы (параграф 3.1.), и в нем перечисляются и анализируются описательные статистики.

Содержание эмпирической части

Все содержание эмпирической части дипломной работы по психологии сводится по сути лишь к описанию закономерностей, выявленных по результатам обработки данных.

Описание каждой закономерности осуществляется следующим образом:

  1. Констатируем факт обнаруженного статистически значимого числового результата обработки данных (какие цифры получились);
  2. Пишем, о чем свидетельствует выявленный числовой результат (о чем говорят полученные цифры);
  3. Высказываем свои предположения о возможной интерпретации данного результата (чем может объясняться выявленная закономерность).

Рассмотрим порядок описания выявленных закономерностей на максимально простом примере взаимосвязи между возрастом и ростом детей, не имеющим практически никакого отношения к психологии, но зато очень наглядном:

(1) По результатам корреляционного анализа обнаружена статистически значимая прямая связь между показателями роста и возраста детей (r=0,57; p=0,01).

(2) Следовательно, чем больше возраст детей, тем выше их рост.

(3) Вероятно, выявленная закономерность обусловлена тем, что у многих биологических организмов, включая человека, в процессе эволюции была приобретена и закреплена на генетическом уровне способность к росту и развитию в течение начальных периодов онтогенеза, да простят меня биологи.

Самой многословной оказывается, как правило, интерпретация выявленных закономерностей.

В простых случаях (которых меньшинство) полученные эмпирические данные подтверждают точку зрения кого-либо из авторов литературных источников, с которыми мы подробно ознакомились, когда писали теоретическую часть. И тогда мы просто пишем, что выявленный результат говорит о том, что позиция такого-то автора по такому-то вопросу верна. Автор считал так-то и эдак-то, и он был прав, а мы получили математическое доказательство его правоты.

В большинстве же случаев приходится думать над причинами выявленных закономерностей самостоятельно. В этом очень помогает багаж знаний, полученный в ходе чтения литературных источников для теоретической главы.

Каждый параграф эмпирической части заканчивается кратким выводом.