Заключение

Социальная сеть – это неоднозначный, до конца не изученный феномен. Сегодня исследователи говорят о социальной сети как о форме организации социального пространства, о форме бытия и социальном институте, о средстве для самопрезентации, формирования идентичности и самоутверждения личности пользователя.

Самопрезентация в сети – это управляемая личностью передача определённой информации о себе, являющейся выражением эмоциональных и когнитивных элементов «Я-концепции». В самопрезентации равно могут быть отражены как подлинные, так и фальшивые компоненты реального «Я», а также бессознательные компоненты, так как самопрезентация не контролируется личностью до конца.

Пользователь социальной сети представляет другим пользователям (круг которых он может контролировать) какие-либо особенности своего Я-образа посредством разнообразных опций социальных сетей (аватар, фотографии, статус, личная информация, членство в группах, репосты и др.). Виртуальная самопрезентация решает проблемы дефицита реальной самопрезентации. Виртуальные каналы социальной сети дают пользователю богатые возможности для построения вариативных Я-образов, многие из которых несут в себе компоненты идеальных «Я»-образов. Однако вариативность ставит под сомнение целостность Я-образов и говорит об их фрагментарности. Возможности социальных сетей при желании пользователя могут помочь ему преодолеть рамки, наложенные на него культурой или самим собой.

В ходе исследования нами был сделан вывод о том, что стиль самопрезентации личности пользователя в социальной сети определяется особенностями его «Я-концепции». Важно подчеркнуть, что особенности «Я-концепции» взаимосвязаны со всеми аспектами пользования социальной сетью: целями ее посещения, активностью пользования, наличием либо отсутствием склонности к формированию зависимости от социальной сети, спецификой участия в группах и т.д.

Нами были выявлены 8 типов личностей с характерными особенностями самопрезентации в социальной сети и «Я-концепции». Личность, активно самопрезентующаяся через имидж, характеризуется низким уровнем внутренней конфликтности, но не склонна выдавать значимую информацию о себе, и содержание самопрезентации такого человека, вероятно, является своего рода «маской», имиджем.

Личность, самопрезентующаяся иносказательно, что, на наш взгляд, является данью моде, отличается высоким уровнем зависимости от группы.

Самопрезентация личности с высокой самооценкой регулируется стремлением к принятию; такие люди, будучи уверенными в своей привлекательности, размещают о себе как можно более полную и подробную информацию, ожидая от окружающих одобрения.

Скрытная личность, прячущаяся за чужим именем и под чужими фотографиями, отличается низким уровнем общительности и предпочтением общения в сети реальному общению; самопрезентация такой личности является скудной.

Личность фемининного типа обладает низким уровнем замкнутости и традиционно женскими особенностями реализации интернет-активности.

Личность, ориентированная на прагматичное использование социальной сети, независима от группы, но зависима от социальной сети (что, вероятно, связано с гемблингом).

Личность общительного юмориста отличается отсутствием озабоченности самопрезентацией и естественным поведением в процессе интернет-взаимодействия.

Личность, общающаяся только в интернете и зависимая от социальной сети, характеризуется отсутствием стремления к самопрезентации через социальную сеть; аккаунты таких людей носят обезличенный и малоинформативный характер.

Феномен популярности социальных сетей до конца не изучен, но с большой долей уверенности можно сказать, что значительную роль здесь играют возможности, которые социальные сети предоставляют для самопрезентации пользователей, в частности – разнообразные инструменты и огромное количество реципиентов. Мы считаем проблему самопрезентации личности в социальной сети актуальной и нуждающейся в дальнейшей разработке, в том числе – с расширением выборки и применением более широкого спектра психодиагностических методов.

Далее: Список литературы