Я-концепция и самопрезентация: сущность, взаимосвязь

Понятие Я-концепции. Я-концепция – это социально-психологическая схема личности. Теория Я-концепции опирается на положения феномено­логического подхода, гуманистической психологии, символического интеракционизма, психоанализа. Я-концепция – это «сложный составной образ, или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценоч­ными компонентами этих представлений. Я-концепция личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействий со своим психологическим окру­жением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности» [30].

Данный термин впервые появился в книге американского психолога У. Джемса «Принципы психологии» (1890). Это время, когда развивалось учение о дуальной природе человека как познающего субъекта и позна­ваемого объекта. У. Джемс ввёл данный термин и занимался разработкой Я-концепции. Так, по Джемсу, личность представляет собой глобальное «Я» и состоит из эм­пирического объекта (Ме) и субъективного оценивающего этот объект сознания (I). В том числе Джемс предложил формулу оцени­вания личностью самой себя: Самооценка = Успехи/Притязания [19].

Структура Я-концепции. «Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:

  • духовное «Я»;
  • материальное «Я»;
  • социальное «Я»;
  • телесное «Я» [30].

Данные аспекты «Я» в совокупности с представлениями человека о себе как о личности составляют его уникальный образ.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут быть его тело, таланты, способности, социальные отношения и прочее. На основе самовосприятия индивид выстраивает взаимоотношения с самим собой и другими людьми [11].

Я-концепция имеет следующие составляющие:

  • Когнитивная – это представления индивида о самом себе, характеристики себя, набор убеждений о самом себе. Иерархия убеждений меняется со временем и/или в зависимости от контекста. Значимость характеристик в конкретный момент обусловливают убеждения индивида и его ожидания относительно себя. В сознании индивида когнитивная составляющая представлена в виде социальных ролей и статусов.
  • Оценочная – данная составляющая основывается на том, как индивид оценивает и относится к описанным выше характеристикам. В формировании данной оценки участвует соотнесение представлений о себе с идеальным «Я» и с социальными ожиданиями, а также оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности.
  • Поведенческая – данная составляющая включает в себя то, как человек в действительности поступает, и зависит от степени осознанности поведения и его эффективности, что позволяет охарактеризовать её как «объективную» Я-концепцию [11].

Современные представления о Я-концепции в психологической науке. Понятие «Я-концепция» нашло своё развитие в феноменологической, гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), которая была устремлена к рассмотрению целостного человеческого «Я» как фундаментального фактора поведения и развития личности [48]. Я-концепция стала связующим принципом в гуманистической психологии, интерпретирующим поведение личности на языке феноменологических категорий. Я-концепция в гуманистической психологии также понимается как субъек­тивно воспринимаемая и осознаваемая реальность индивида [40]. Можно выделить следующие положения теории Я-концепции в рамках феноменологическо­го подхода:

  1. Поведение имеет феноменологическую природу и является продуктом восприятия индивида: психологи­ческая реальность индивида – продукт его субъективного восприятия в конкретный момент.
  2. Я-концепция является центральной точкой феноменального поля индивида, вокруг которой организуются все образы восприятия.
  3. Я-концепция дуалистична: это и продукт восприятия, и совокупность пред­ставлений и ценностей, привнесенных из социокультурной среды.
  4. Я-концепции регулирует поведение.
  5. Я-концепция обладает прогностической ценностью, так как относительно согласована во времени и ситуативных контекстах.
  6. Формирование Я-концепции протекает параллельно с развитием потребности в положительном отношении других людей. Через принятие положительной оценки других возникает потребность в положительной самооценке.
  7. Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и Я-концепцией используются различные защитные стратегии.
  8. Потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей Я-концепции – это одно из главных мотивационных побуждений личности [30].

В результате развития теории Я-концепции появилось представление о ней как о совокупности или структуре установок индивида на самого себя, что отражает структурно-динамический характер Я-концепции [11].

Установки на себя обобщаются в три категории:

  1. реальное «Я» (каким себя представляет индивид на данный момент);
  2. социальное «Я» (как, по мнению индивида, его представляют другие люди);
  3. идеальное «Я» (каким индивиду хотелось бы быть).

Образ «Я» (структура представлений о себе самом) складыва­ется из когнитивного и процессуального компонентов. Когнитивные составляющие установок – это ролевые, статусные, имущественные, ценностные характеристики человека. Все они входят в образ «Я», образуя иерархию с точки зрения субъективной значимости [30]. Динамический, процессуальный компонент – это эмоционально-оценочный компонент. Источниками оценочных суждений индивида о себе самом служат [30]:

  • социокультурные стандарты и нормы социального окружения;
  • социальные реакции других людей на индивида (их субъективная интерпретация);
  • индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни.

Фактически самооценка совершается индивидом в двух процессах – сравнения реального «Я» с идеальным «Я» и сравнения реального «Я» с социальным «Я».

Социальная психология признает, что Я-концепция поддаётся воздействию. Я-концепция может быть адекватной или неадекватной в зависимости от соответствия реальности созданному образу самого себя, а также от наличия конфликта данного образа и реальности. Адекватная Я-концепция способствует более успешной социализации [11].

Перейдём к понятию самопрезентации. Первым систематично изучать данный феномен стал американский социолог И. Гофман (интересующей нас проблеме посвящена, в частности, его книга «Представление себя другим в повседневной жизни»). Теоретический анализ И. Гофмана сделал самопрезентацию предметом социально-психологических исследований, задал несколько направлений разработки её проблематики. «Большое внимание И. Гофман уделил описанию различных приёмов, используемых субъектом для контроля за впечатлениями, которые он производит на аудиторию» [38].

Все современные социально-психологические концепции самопрезентации можно условно разделить на мотивационные (анализируют процесс самопрезентации с точки зрения базовых мотивов, на реализацию которых она и направлена), личностные (в данном случае внимание уделяется личностным характеристикам субъекта, индивидуальным особенностям, связанным со склонностью управлять впечатлениями о самом себе) и ситуационные (изучают детерминанты, связанные с особенностью ситуации взаимодействия) [38].

Рассмотрим соотношение понятий Я-концепции и самопрезентации. Ж. Тедеши и М. Риесс определяют самопрезентацию как «намеренное и осознаваемое поведение, направленное на создание определённого впечатления о себе у окружающих. Поэтому часто синонимами самопрезентации становятся «самоподача», «самопредъявление», «управление впечатлением» [34, с. 38].

Согласно теории когнитивного диссонанса, самопрезентация является одним из приёмов устранения диссонанса в случае противоречий личных представлений и установок, отдельных когнитивных элементов. Личность ищет приёмы, чтобы восстановить свою согласованность и поддерживать привычный «образ Я». Эти неосознаваемые способы позволяют личности поддерживать определённый уровень самоуважения и сохранять единство «образа Я» [31].

Самопрезентация может быть рассмотрена как поведенческая составляющая Я-концепции. Самопрезентация, в первую очередь, служит целям проверки и подтверждения когнитивной и оценочной структур. В зависимости от потребностей индивида целей самопрезентации может быть гораздо больше, как и соответствующих стратегий социального поведения.

Выделяют следующие цели и стратегии самопрезентации:

  • желание понравиться;
  • продвижение себя;
  • служение примером;
  • стремление вызвать сочувствие;
  • стремление запугать [10].

Самопрезентация, помимо этого, соотносится с сутью имиджа, помогающего человеку чувствовать себя уверенно. Самопрезентация позволяет воздействовать на людей с помощью эффектного облика. В.М. Шепель в книге «Имиджеология: Секреты личного обаяния» пишет: «Отсутствие внешних данных не перекрывает дорогу к личному имиджу. Только надо хотеть или уметь наилучшим образом самовыразить свои сильные личные качества. Более того, в каждом имеется дарование нравиться людям… чем больше прилагается усилий нравиться людям, тем ярче высвечиваются интеллектуальные, художественные, телесные и информационные характеристики личности». В технологию самопрезентации автор включает четыре мини-технологии:

  • визуализация облика,
  • коммуникативная механика,
  • флюидное излучение,
  • вербальный эффект.

В данной работе нам интересно рассмотреть визуализацию образа в рамках самопрезентации в социальной сети через аватар как поведенческую составляющую Я-концепции.

Далее: Особенности социальных сетей применительно к самопрезентации