Выводы

Анализ и интерпретация результатов проведенного эмпирического исследования взаимосвязи особенностей Я-концепции и специфики самопрезентации в социальной сети «ВКонтакте» позволяет сформулировать следующие выводы:

  1. По результатам корреляционного анализа обнаружено более ста статистически значимых взаимосвязей между особенностями «Я-концепции» и самопрезентации в социальной сети. Сущность большинства этих взаимосвязей выражается в следующих общих закономерностях:
    • Субъекты с низкой самооценкой проявляют тенденции скрыть или приукрасить в социальной сети информацию о себе. Так, например, они выкладывают в своих аккаунтах не свои фотографии или свои профессиональные фотографии, сделанные в студии, – по-видимому, чтобы скрыть свои реальные или мнимые недостатки. В ответ на прямой вопрос о правдивости самопрезентации в социальной сети они склонны отвечать отрицательно. По-видимому, самопрезентация субъектов с низкой самооценкой регулируется страхом отвержения, и они стараются размещать в социальной сети только такую информацию о себе, которая, согласно их ожиданиям, не должна вызвать у окружающих реакцию отвержения.
    • Субъекты с высокой самооценкой, напротив, выкладывают в социальную сеть свои фотографии крупным планом, посвящают отдельные фотоальбомы своим фотографиям без участия других и отдельным событиям своей жизни. Для них также характерна самопрезентация через соблазнительные фотографии. По-видимому, самопрезентация субъектов с высокой самооценкой регулируется стремлением к принятию, и они, будучи уверенными в своей привлекательности, размещают о себе как можно более полную и подробную информацию, ожидая от окружающих одобрения.
    • Особенности «Я-концепции» взаимосвязаны со всеми аспектами пользования социальной сетью: целями ее посещения, активностью пользования, наличием либо отсутствием склонности к формированию зависимости от социальной сети, спецификой участия в группах и т.д.
  2. По результатам факторного анализа выявлены следующие 8 типов личностей с характерными особенностями самопрезентации в социальной сети и «Я-концепции»:
    • Личность, активно самопрезентующаяся через имидж: личность с низким уровнем внутренней конфликтности. Такие субъекты заполняют все блоки своего аккаунта в социальной сети и устанавливают свои фотографии с улыбкой и крупным планом. Однако такие субъекты не склонны выдавать значимую информацию о себе, и содержание их самопрезентации, вероятно, является своего рода «маской», имиджем.
    • Личность, самопрезентующаяся иносказательно: личность с высоким уровнем зависимости от группы, использующая для самопрезентации измененное имя вместо собственного имени, различные метафоры о себе вместо прямого текста, цитаты на иностранном языке, тематические изображения вместо собственных фотографий и т.д. Предположительно, иносказательность самопрезентации является данью моде.
    • Личность с высокой самооценкой, особенности самопрезентации которой были рассмотрены в рамках корреляционного анализа.
    • Скрытная личность, прячущаяся за чужим именем и под чужими фотографиями: личность с низким уровнем общительности, использующая в самопрезентации измененное имя и не свои фотографии и склонная предпочитать общение в сети реальному общению. Самопрезентация такой личности является скудной.
    • Личность фемининного типа: личность с низким уровнем замкнутости, характеризующаяся традиционно женскими особенностями, вступающая в группы, посвященные моде, красоте, интерьеру и декору, диетам, кулинарии, самопрезентующаяся через фотоальбомы данной тематики и собственные соблазнительные фотографии.
    • Личность, ориентированная на прагматичное использование социальной сети: независимая от группы личность, использующая социальную сеть как средство достижения каких-либо прагматичных целей (распространения информации рекламного или политического содержания) и развлечений (прежде всего, компьютерных игр). Личность такого типа склонна много общаться в социальной сети с незнакомыми людьми, и у нее зачастую возникает зависимость от социальной сети (вероятно, связанная с гемблингом).
    • Общительный юморист: личность с высоким уровнем общительности, не озабоченная самопрезентацией, а ведущая себя в сети так же естественно, как и при обычном общении. Характерно использование сокращенного имени, естественных фотографий без нарочитой улыбки и взгляда в камеру, сосредоточенность внимания на юморе, на общении и взаимодействии, а не на собственной персоне.
    • Личность, общающаяся только в интернете и зависимая от социальной сети: для такой личности характерны высокие показатели по шкале «Избегание «борьбы»». Давно и часто посещая социальную сеть, подобные субъекты практически никак не самопрезентуются: большинство блоков аккаунта у таких личностей не заполнены, указано лишь измененное или сокращенное имя, не свои фото – абстрактные картинки, фотоальбомы с юмористическими изображениями и не своими фото (картинками с людьми). В целом такой аккаунт носит обезличенный и малоинформативный характер.

Таким образом, задачи работы выполнены, цель достигнута, гипотеза исследования подтвердилась. Стиль самопрезентации личности пользователя в социальной сети определяется особенностями его «Я-концепции»; особенности «Я-концепции» субъекта взаимосвязаны со всеми аспектами пользования социальной сетью.

Далее: Заключение