Введение

Актуальность проблемы исследования. Социальные сети привлекают всё большее количество участников, в том числе в России. Наиболее крупная и популярная среди молодёжи социальная сеть русского интернета – это сеть «ВКонтакте». Это второй по популярности сайт в России, уступающий по своей посещаемости только поисковой системе «Яндекс». Российских пользователей социальной сети «ВКонтакте» на данный момент насчитывается более 80 миллионов человек при численности населения страны около 140 миллионов человек, то есть более половины жителей России имеют свой аккаунт в социальной сети «ВКонтакте». Столь высокая популярность рассматриваемой социальной сети обусловливает актуальность темы данной работы.

Феномен социальных сетей является относительно молодым и только начинает изучаться с научной точки зрения. Однако при этом именно социальные сети стали основным средством самопрезентации многих современных людей. Самопрезентация в сети может быть воспринята как: 1) решение проблемы нахождения своей идентичности; 2) конструирование постоянно действующей психологической ситуации, направленной на реципиента Интернет-страницы; 3) трансляция смыслов и значений.

Дефицит научных знаний относительно особенностей самопрезентации в социальной сети и несомненная актуальность данной проблемы послужили основанием для выбора темы нашего исследования.

В данной работе в качестве гипотезы выдвигается предположение о том, что стиль самопрезентации личности пользователя в социальной сети определяется особенностями его «Я-концепции»; особенности «Я-концепции» субъекта взаимосвязаны со всеми аспектами пользования социальной сетью.

Объект исследования: Я-концепция и самопрезентация.

Предмет: исследование самопрезентации в социальной сети.

Цель работы: исследовать взаимоотношение Я-концепции и самопрезентации через аватар в социальной сети «ВКонтакте».

Цель конкретизируют следующие задачи:

  1. Дать определения понятиям Я-концепции и самопрезентации, охарактеризовать их взаимоотношения.
  2. Охарактеризовать особенности социальных сетей применительно к возможности самопрезентации личности.
  3. Рассмотреть самопрезентацию в социальной сети как способ создания ситуации восприятия.
  4. Рассмотреть фотографию как способ самопрезентации и выстраивания идентичности.
  5. Изучить личную информацию и виртуальное общение в структуре самопрезентации пользователя социальной сети.
  6. Исследовать самопрезентацию в социальной сети «ВКонтакте» через анализ аватаров.

Далее: Я-концепция и самопрезентация: сущность, взаимосвязь