Личная информация и виртуальное общение в структуре самопрезентации пользователя в социальной сети

Самопрезентация в социальных сетях может быть осуществлена при помощи богатого инструментария, предоставляемого пользователю конкретной социальной сетью. Заметим, что наиболее популярными являются те социальные сети, которые обладают наиболее удобным интерфейсом и разнообразным инструментарием для самопрезентации. Российская молодёжь предпочитает социальную сеть «ВКонтакте» (vk.com), так как там удобно представлять личную информацию, касающуюся интересов пользователя и его идентичности, – музыку, кинофильмы, gif-изображения, альбомы фотографий, членство в группах, перепосты из них и т.д. Данная сеть позволяет собирать свои библиотеки аудио-, видео-, фотоматериалов. Социальная сеть «Фейсбук» (Facebook.com) более востребована деловыми людьми, так как в ней удобно находить единомышленников и коллег. Интерфейс у этой сети более сложный и подчас запутанный, что не позволяет представлять образ «Я» пользователя настолько иллюстративно, как это возможно «ВКонтакте».

Рассмотрим каналы социальной сети, посредством которых пользователь представляет личную информацию:

  • никнейм(ник) – индивидуальное имя пользователя, идентифицирующее его в Сети; оно может быть реальным или вымышленным. Вымышленное имя может быть прозвищем, данным ему другими людьми, или быть придуманным самим автором. «Все чаще пользователи подписывают свою страницу в социальной сети настоящим именем и фамилией. Итак, можно говорить о графе «Имя и Фамилия», нежели о никнейме так таковом. Однако существуют активные страницы, на которых кроме никнейма ничего не предъявлено. Здесь можно говорить об игре идентичностями» [43];
  • аватар(юзерпик) – фотография или картинка, представляющая визуальный образ пользователя;
  • индикатор текущего состояния(статус) – слово, фраза, цифры, несущие в себе определённое сообщение, мысль, которые соответствуют настоящему мироощущению и самоощущению пользователем себя. Статусы могут замещаться «постами» и «репостами» на «стене» страницы пользователя. Данная форма информации может представлять либо индивидуально значимые темы (о любви, дружбе, юмор и т.д.), либо социально значимые (розыск пропавших людей, сбор пожертвований). «Исследователи отмечают, что это говорит о возрастающем мотиве публичности у пользователей Сети» [43];
  • публикация результатов творческого труда, в том числе собственного – размещение аудио-, фото- и видеоматериалов, имеющих отношение к пользователю. Некоторые пользователи используют социальные сети для самовыражения и самореализации своих творческих способностей – выкладывают фото своих рисунков и картин, произведений ДПИ, созданные видеоролики, записанные песни и композиции. Таким образом, они, с одной стороны, идентифицирует себя со своим творчеством, с другой – продвигают продукты этого творческого процесса;
  • группы – членство в формальных объединениях по интересам, (например, искусство, развлечения, юмор, наука и т.п.). В группах аккумулируются различные аудио-, видео-, фотоматериалы и текстовая информация. Представленные «посты» переводятся пользователями в «репосты» на свою страницу. И «посты» и «репосты» – это также объекты для обсуждения и одобрения в виде «лайка».
  • личная информация – данные о пользователе. Личная информация, как правило, структурируется по определённым разделам, например:
  • интересы, убеждения;
  • социально-демографические данные (пол, возраст, семейное положение, образование и время его получения, место работы);
  • статусные и иные характеристики пользователя (вероисповедание, отношение к табаку и алкоголю, жизненные ценности, деятельность, любимые исполнители/фильмы/передачи/книги, хобби, избранные цитаты и т.д.) [17];
  • географическое положение – автоматическое определение места, где сделана фотография, если она сделана на iPhone.

«Таким образом, основные каналы самопрезентации в социальных сетях представлены текстуальными и мультимедийными практиками (в первую очередь, визуальными) – размещение фото- и видеоматериалов» [17].

Интересно выявить, насколько богатые возможности самопрезентации в социальной сети значимы для пользователей. По сути, социальная сеть стала медийной средой, где пользователи могут найти и использовать ресурсы для самовыражения и личностного роста. Исследователи данного вопроса разделяются во мнениях. Одни находят, что социальная сеть предоставляет максимальный ресурс для самопрезентации и самоконструирования, так как виртуальная коммуникация рафинирована, дистанцирована и может быть анонимной [9]. Другие же считают, что инструменты самопрезентации весьма ограничены [13]. Находя компромисс между двумя полярными точками зрения, можно утверждать, что, несмотря на сравнительно ограниченные и унифицированные каналы самопрезентации в социальной сети, пользователь может с помощью них конструировать довольно широкий ряд Я-образов – это зависит от его воображения и потребностей в самопрезентации. Каждая социальная сеть по своей природе имеет запрограммированный ряд технических опций, которые служат, в том числе, и самопрезентации пользователя. Пользователь, используя предлагаемой формализованное клише, тем не менее, имеет возможность для большой вариативности самопрезентации и «воплощения» своей Я-концепции. Вопрос в том, насколько близка к жизни демонстрируемая пользователем идентичность? Страницы пользователей можно разделить на две большие группы – конгруэнтные (виртуальная личность соответствует реальной, представлена достоверная информация) и фальшивые (указываются общие данные, вымышленная информация, использована ненормативная лексика) [42].

С позиции анализа Я-концепции пользователей социальной сети исследовательский интерес представляет раздел «О себе» / «Характеристика», так как он сходен с самоописанием. Исследовать особенности самоописания как Я-концепцию можно с помощью соотношения позитивных и негативных высказываний. Личность идентифицирует себя через деятельность, творчество, хобби, музыкальную культуру и прочее. Раздел «Избранные цитаты» представляет кругозор пользователя или его жизненную установку, кредо. Так же, сделав видимым подраздел «Группы», пользователь представляет другим всю палитру своих интересов.

Процент заполнения страницы информацией говорит о стремлении пользователя наиболее полно представить себя, или же наоборот, скрыть. Скрытые разделы также могут нести определённую смысловую нагрузку. Видимость страницы всем пользователям или же только тем, кто находится в друзьях, – еще один показатель уровня стремления личности к самопрезентации в социальной сети.

Интересно, что исследователи приписывают виртуальному пространству постмодернистские свойства, такие как гипертекстуальность, множественность ссылок, анонимность, цитируемость, преодоление жёстких культурных рамок, всевозможные конструирования образов [45; 48]. Помимо этого, контакты в виртуальной реальности добровольны, ощущается нехватка невербальных компонентов речи (для некоторой компенсации этого дефицита широко используются смайлики и постеры), допускается множественная интерпретация (так как у текста нет интонации, зачастую упускаются знаки препинания, отсутствуют мимика и жесты). Коммуникация может носить характер необязательности, безответственности и скрывания реальных мыслей, отношений. Например, пользователь видит, что ему прислали сообщение, но не хочет отвечать на него, в это же время его собеседник не знает, что сообщение получено и проанализировано, поэтому он может объяснять отсутствие ответа стечением каких-то обстоятельств (нет в сети, не успел прочитать и т.д.). Или же часто наблюдается такая ситуация, что адресат не испытывает ожидаемых от него эмоций, но, чтобы сохранять положительный тон общения, посылает в ответ собеседнику смайлики, чтобы создать иллюзию ожидаемой от него эмоциональной реакции или просто уклониться от ответа.

Исходя из рассмотрения постмодернистских характеристик виртуальной реальности можно посмотреть на самопрезентацию в сети как на вариативный процесс, «направленный на создание благоприятного Я-образа для окружающих и нивелирования негативных атрибутивных признаков в определённом социальном контексте; в таких условиях каждый определённый Я-образ является своего рода «маской» [16].

Здесь реальный и виртуальный образы «Я» могут расходиться и быть противопоставленными друг другу. Следовательно, не равны друг другу и идентичности – реальная и виртуальная. Предполагается, что виртуальный образ содержит в себе компоненты идеального «Я» личности пользователя. Но случается и так, что пользователь намеренно конструирует негативную идентичность, чтобы продемонстрировать асоциальное поведение или принципиальное отрицание каких-то ценностей, если в реальной жизни он сделать этого в силу каких-то причин не может. Здесь самопрезентация в сети может выполнять весьма важную функцию компенсации: «создание виртуальной личности, по мнению исследователей, может отражать неудовлетворённость определёнными аспектами реальной идентичности, выражать стремление к реализации агрессивных и манипулятивных тенденций, фрустрированных сексуальных побуждений, желание власти и контроля, стремление к новому опыту» [16].

Подводя итог, можно сказать, что личная информация и виртуальное общение в социальной сети, несмотря на опосредованность типичными виртуальными каналами, дают личности пользователя богатые возможности для построения вариативных Я-образов, для незатруднённой самопрезентации. Эти возможности также позволяют пользователю преодолеть некоторые социокультурные и чисто внутренние ограничения.

Социальная сеть – это неоднозначный, до конца не изученный феномен. Сегодня исследователи говорят о социальной сети как о форме организации социального пространства, о форме бытия и социальном институте, о средстве для самопрезентации, идентичности и самоутверждения личности пользователя.

Самопрезентация в сети – это управляемая личностью передача определённой информации о себе, являющейся выражением эмоциональных и когнитивных элементов Я-концепции. В самопрезентации равно могут быть отражены как подлинные, так и фальшивые компоненты реального «Я», а также его бессознательные компоненты, так как самопрезентация не контролируется личностью до конца.

Пользователь социальной сети представляет другим пользователям (круг которых он может контролировать) какие-либо особенности своего Я-образа посредством разнообразных опций социальных сетей (аватар, фотографии, статус, личная информация, членство в группах, репосты и др.). Виртуальная самопрезентация решает проблемы дефицита реальной самопрезентации. Виртуальные каналы социальной сети дают пользователю богатые возможности для построения вариативных Я-образов, многие из которых несут в себе компоненты идеальных «Я»-образов. Однако вариативность ставит под сомнение целостность Я-образов и говорит об их фрагментарности. Возможности социальных сетей при желании пользователя могут помочь ему преодолеть рамки, наложенные на него культурой или самим собой.

Далее: Цель и задачи исследования