Особенности социальных сетей применительно к самопрезентации

Социальные сети представляют набор виртуальных каналов для общения пользователей онлайн и презентации пользователей, владельцев страниц (аккаунтов) посредством заполнения блоков личной информации. Набор виртуальных каналов (технический средств) достаточно типичен и немногим отличается друг от друга у разных социальных сетей.

Основу виртуальной реальности социальных сетей составляет сообщество пользователей (юзеров). Социальные сети называются так не только потому, что он объединяют людей в некоторые макро- и микросообщества, но и потому, что с помощью них люди могут социализироваться, в частности, выставляя социальную информацию о себе (демографические данные, место учёбы/работы, семейное положение, жизненные ценности, отношение к алкоголю и курению, социальное окружение и т.д.). Социальная идентификация личности в социальной сети происходит с помощью текста в широком смысле этого слова (вербального, визуального, аудиотекста). Таким образом, через социальную информацию пользователь стремится к интеграции с социальной группой, к тому, чтобы направить ситуацию восприятия себя другими пользователями. Социальная страница даёт представление о виртуальной личности – проекции реальной личности. Современный тренд у молодёжи – это оценивание социальной страницы, предшествующее началу непосредственной коммуникации с человеком.

Социальная сеть наполняется и редактируется пользователем. На страницах соц.сети пользователь может экспериментировать – менять (удалять, добавлять, редактировать) личную информацию, аватар, фотографии, собственные комментарии к постам или фото. Также владелец страницы цензурирует действия других пользователей на своей странице – удаляет, блокирует («ставит в спам»), поощряет («ставит лайки»), вступает в диалог, обсуждение. Виртуальная среда – благодатная почва для самопрезентации, поэтому многие пользователи творчески подходят к инсценированию своего «я» в соответствии с личными предпочтениями и запросами [25]. «Интернет становится своеобразной социальной лабораторией для экспериментов с созданием и реконструкцией личного образа» [39, с. 40].

Социальные сети снимают многие ограничения и позволяют преодолеть в какой-то мере рамки, наложенные на личность пользователя культурой, самим собой, обстоятельствами. Социальные сети предоставляют свободу для [34]:

  • многообразия культурных паттернов коммуникации;
  • интеллектуальной аккумуляции ресурсов пользователя (создания всевозможных аудио-, видео-, текстовых и визуальных библиотек; вступления в профильные сообщества);
  • быстрой коммуникации с самой разнообразной и многочисленной интернет-аудиторией;
  • коммуникации с представителями разных социальных групп и социального статуса (что не так легко в реальной жизни) и др.

Налицо основное преимущество и особенность социальных сетей – это широчайший диапазон коммуникативных возможностей и свобода от коммуникативных преград; другими словами, пользователь свободно и активно осуществляет коммуникативную самореализацию. В социальных сетях пользователь как автор, писатель создаёт свой благоприятный или отрицательный (в зависимости от целей) образ.

Интересно, что не только позитивные, но и негативные образы весьма популярны в сети Интернет. Причина тому – всё та же коммуникативная свобода: «в отличие от живого общения интернет-коммуникация менее регламентирована с точки зрения нравственности и общепринятых норм поведения, поэтому в интернет-среде человек может позволить себе в большей степени «быть не таким как все», или «ненормальным»» [24, с. 66]. Как в жизни, так и в виртуальной реальности чёрный пиар может стать эффективным ходом по привлечению внимания и заинтересованности к владельцу страницы. При этом виртуальный образ не обязан соответствовать реальному.

Сегодня исследователи говорят о социальной сети не только как о форме организации социального пространства [6], но и как о форме бытия и социальном институте [45]. Таким образом, социальная сеть – это неоднозначный, до конца не изученный феномен. Нам интересно рассмотреть её как инструмент конструирования идентичности и способ виртуализации личности (когда приоритетной реальностью становится виртуальная реальность) [17].

Далее: Самопрезентация в социальной сети как способ создания ситуации восприятия