Общий характер самопрезентации в исследуемой группе

В процессе обработки результатов исследования нами были описаны преобладающие на страницах пользователей формы самопредъявления в соответствии с традиционными типологиями техник самопрезентации. Результаты контент-анализа представлены в приложении 3.

В ходе исследования установлено, что более половины респондентов использует на своей странице свое полное имя (71%). 14% респондентов для обозначения своего имени используют латинские буквы. Вымышленное имя (ник) используют 12% обследуемых, и лишь 3% пользователей сети тем или иным образом сокращают свое имя при оформлении собственной страницы (см. рис. 1).

Рис.1. Распределение используемых имен для аккаунтов "ВКонтакте"

Рис.1. Распределение используемых имен для аккаунтов «ВКонтакте»

Таким образом, можно отметить, что особенностью использования социальной сети «ВКонтакте» в исследуемой выборке является потребность пользователей идентифицировать себя. Это опровергает утверждение о том, что преимуществом и особенностью общения в сети является его анонимный характер. Обнаружено, что анонимность отрицается/нивелируется пользователями социальной сети. Возможно, это связано с особенностями функционирования конкретной социальной сети, и данный признак будет не репрезентативен для иной социальной сети.

Социальные сети формируются для упрощения коммуникации. При этом люди оказываются заинтересованными в том, чтобы их можно было быстро найти и опознать (профессиональная, коммерческая заинтересованность, нахождение собеседника, друга, партнёра, второй половины и т.д.). Вероятно, именно поэтому большинство опрошенных пользователей используют свое настоящее (паспортное) имя при регистрации в социальной сети «ВКонтакте». Эта же тенденция нашла себя и в выборе пользователями личных, собственных фотографий для аватаров в аккаунте. Визуальное восприятие пользователя посредством аватара чрезвычайно важно как для его самоидентификации в сети, так и для идентификации и восприятия его другим человеком.

На рисунке 2 представлены результаты анализа принадлежности фотографий для аватаров пользователю страницы, которые он использовал для самопрезентации. Здесь возможны два варианта: использование реальных фотографий пользователя и чужих изображений. Оказалось, что чаще всего в социальной сети участники исследования презентуют себя с помощью своих собственных фотографий. Только 13% опрошенных предпочитает презентовать себя с помощью изображений, на которых они не присутствуют.

Рис.2. Распределение используемых для самопрезентации фотографий

Рис.2. Распределение используемых для самопрезентации фотографий

Варианты собственного изображения для аватара могут быть самыми разнообразными, но среди них преобладают следующие типы: фотографии, сделанные крупным планом (13,9%), фото автора (селфи), когда его взгляд направлен в камеру (13,7%), фото с улыбкой (13,5%). Реже встречаются фотографии с серьезным выражением лица или неэмоциональные (9%). Остальные типы аватаров представлены на рисунке 3.

Фотографии вконтакте

Рис.3. Анализ собственных изображений на страницах аккаунта

Как следует из полученных данных, наименьшие проценты получили такие типы фотографий, где пользователь представлен с другими людьми (возлюбленные, члены семьи и т.д.). Этот факт подчёркивает индивидуалистичность данных пользователей: для визуальной самоидентификации и презентации им не требуется наличие другого. В противоположность им, есть немногочисленная группа пользователей, представляющих себя через своих друзей, любимых, детей (особенно среди молодых мам), животных и даже коллег.  Реже встречаются и юмористические, шутливые аватары; фото, говорящие об увлечениях пользователя, и изображения, на которых владелец представлен в соблазнительно образе. В целом можно отметить разнообразие типов используемых изображений и, следовательно, и сфер социальной жизни, через демонстрацию которых пользователь идентифицирует себя.

Как было сказано выше, 13% пользователей использует для аватаров чужие изображения, картинки, фотографии. На рисунке  4 представлено распределение типов изображений по частоте использования.

Фотографии в социальной сети

Рис.4. Анализ чужих изображений на страницах аккаунта

Согласно полученным данным, наибольшее число пользователей (46%) из данной группы использует аватары, содержащие изображения человека, – это могут быть фотографии или нарисованные изображения. Возможно, пользователи ассоциируют свой образ с образом/характером/авторитетом героя или настроением изображения, совпадающим с самоощущением пользователя в данный момент. Герой аватара может отсылать к какому-либо кинофильму, музыке, литературному произведению, следовательно, быть «мостиком» в определённый культурный контекст. Не исключён вариант, когда пользователь намеренно скрывает своё лицо, чтобы оставаться неузнанным.

На втором месте по частоте использования стоят аватары с изображением животных (25%). Чаще всего это кошки, что, вероятно, объясняется взлетевшей популярностью всевозможных картинок, в том числе юмористических, с кошками. Также в сети сегодня активно транслируется умиление по отношению к кошкам и ассоциация их с незамужними девушками и женщинами.

Абстрактные картинки выбирает 17% пользователей. Реже всего в качестве аватаров встречается реклама товаров и услуг (3%) – текст или текст с изображением. С большой долей вероятности, данные пользователи используют социальную сеть для сугубо коммерческих целей, а не для реализации Я-концепции.

Помимо имени и аватара, важным смысловым элементом является статус. Статус – это быстро изменяемый блок, и, таким образом, он реализует свойство ситуативности. Исследование показало (см. рис. 5), что статус заполняет 45% пользователей, то есть практически половина испытуемых. В 25% случаев в статусе обозначается настроение владельца аккаунта. 11% пользователей располагают у себя в статусе философские размышления на ту или иную тему. Реже всего статусы содержат ссылки на различные Интернет-ресурсы – здесь опять же преследуются более рекламные цели, нежели реализуется потребность в самопрезентации.

Статус в социальной сети

Рис.5. Анализ содержания блока «Статус»

При заполнении пользователем статуса, он попадает в новостную ленту друзей и подписчиков. Можно сделать вывод о том, что участники исследования используют блок статуса для того, чтобы сообщить, поделиться с друзьями своим настроением, размышлением или для обращения – что-то предложить, например, продать, купить, сделать и  т.д.

Следующий после статуса смысловой блок – интересы – также весьма важный для самопрезентации блок. Широкая вариативность интересов была сведена к нескольким категориям (см. рис. 6).

Интересы пользователей соц.сети

Рис.6. Интересы, декларируемые на странице «ВКонтакте»

Закономерно, что интересы пользователей оказались разнообразными. Как правило, пользователи указывают по нескольку интересов сразу, не ограничиваясь одним. Это свидетельствует о стремлении участников исследования к разносторонней самореализации. 23% исследуемых представляют свои развлечения и хобби, 21% – деятельность, 19% проявляют интерес к природе, 14% указали нечто иное, например, «ходьба пешком».

Основной смысловой блок для самоописания пользователя – это раздел «О себе». На рисунке 7 представлены результаты анализа содержания данного раздела. Оказалось, что для большинства пользователей важно представить собственные моральные характеристики (40%); информацию, связанную с профессиональной деятельностью, предоставляют 18% юзеров; примечательно, что негативные комментарии в данном поле использует 13%; наименее часто встречаются метафоричные высказывания и стихи – 10%.

Рис.7. Анализ содержания блока "О себе"

Рис.7. Анализ содержания блока «О себе»

Описав общий характер самопрезентации в исследуемой группе, перейдем к анализу результатов, полученных нами с помощью анкетированного опроса.

Далее: Анализ анкетированного опроса «Цели использования и посещения социальной сети «ВКонтакте»