Самопрезентация в социальной сети как способ создания ситуации восприятия

Социальные сети, в том числе сеть «ВКонтакте», похожи на электронный кабинет: на странице пользователь может аккумулировать различную информацию по тематическим блокам, общаться с неограниченным количеством людей, завязывать как дружественные, так и деловые знакомства (бизнес в сети, реклама), имеет быстрый и бесплатный доступ к большим объёмам аудио-, видеоинформации, может следить за другими пользователями. Социальные сети, как правило, имеют удобный интерфейс. Важное свойство социальной сети – это широкие возможности для визуальной самопрезентации пользователя через аватар.

Образ – это свёрнутая в знак информация. Любые визуальные формы дают нам определённую смысловую нагрузку, делают значение видимым. Фотография на аватаре в социальной сети может быть рассмотрена как способ визуальной самопрезентации и, следовательно, как способ создания конкретной психологической ситуации.

Психологическая ситуация восприятия – это когнитивная конструкция, где личность и среда взаимодействуют, посредством чего происходящее типизируется, организовывается, воспринимается, оценивается и наделяется социальным и личностным смыслом [33, с. 74]. Личность создаёт психологическую ситуацию восприятия исходя из своих целей, потребностей и ценностей, выбирая для этого комфортные и желанные инструменты. Личные ценности и нормы будут определять возможные сценарии самопрезентации в данной ситуации.

Конструировать психологическую ситуацию восприятия можно и в социальной сети «ВКонтакте». Восприятие в таком случае будет происходить через персональную страницу (аватар и личную информацию об интересах, группы, музыку, фильмы и т.п.). Кроме того, визуальную и текстовую информацию можно изменять и контролировать. Странице будет существовать столько, сколько пожелает её автор, и будет доступа для восприятия тем, кому автор сочтёт нужным, благодаря возможности фильтрации. Социальная сеть создаёт иллюзия стабильности и полного контроля. Автор самостоятельно конструирует с помощью страницы в социальной сети образ, который должен быть воспринят другими и произвести необходимое впечатление, рассказать о владельце должным образом.

Примечательно, что к выбору фотографии для аватара некоторые пользователи подходят с большой тщательностью, есть примеры, когда человек прежде тестирует выбранную фотографию на друзьях (что они думают по поводу данной фотографии?) и только потом выставляет её в публичное пространство; таким образом, пользователь опытным путём при помощи лиц, которым он доверяет, находит наиболее удачную с его точки зрения фотографию для аватара, которая презентует его в желанном свете. Можно говорить о том, что пользователь стремится управлять ситуацией восприятия себя другими через самопрезентацию в сети.

Важным элементом формирования Я-концепции является оценка личности другими людьми. Аватар в социальной сети – это показатель оценки других. Положительная оценка даётся посредством нажатия на иконку «лайк», означающую, что другому пользователю понравилось фото профиля, а, следовательно, и её автор. Оценка может выражаться в комментариях к фотографии, которые носят либо одобрительный, либо юмористический, либо, что случается реже, – негативный характер. Примечательно, что подавляющее число пользователей следит за тем, кто поставил лайк на их фото (из числа друзей или незнакомцев), и получает удовлетворение, если лайк поставлен, и разочарование, если фото осталась без внимания других пользователей. Существуют группы в сети, где пользователи покупают лайки или обменивают их на собственные лайки. Психологи говорят о наличии лайкозависимости, которая может стать причиной психических расстройств. Личность, которая остро нуждается в одобрении своей фотографии, имеет проблемы с адекватностью Я-образа и Я-концепции. Такие пользователи демонстрируют «признаки нарциссического расстройства личности, выраженного в чересчур завышенном ощущении собственной важности, постоянной нужде говорить о себе и потребности в чужом одобрении и восхищении» [47]. За лайкозависимостью стоят зацикленность на себе, низкая самооценка, какие-либо комплексы. Личность в данном случае не может воспринимать себя адекватно.

Пользователь социальной сети может быть отнесён к виртуальной личности (ВЛ) [15] или к «жителю Интернета» [44]. Е. Горный выделил ряд функций виртуальной личности, некоторые из которых связаны с ситуацией восприятия:

  • «рациональное выстраивание своего образа «для других» (управление идентичностью);
  • моделирование: имитация длящейся жизни;
  • социальная инженерия: использование ВЛ как инструмента влияния на умы и поведение других людей;
  • мистификация: введение в заблуждение других людей путём выдавания измышленного за реальное» [14].

Е. Горный представляет семь типов виртуальной личности, значения которых пересекаются лишь отчасти. Нам интересен следующий тип: «любая личность, как она воспринимается или моделируется кем-либо; другими словами, образы или ипостаси личности как нечто отличное от её сущности (например, «я» [ego] в его противопоставлении «самости» [self]). Разрыв между «маской» и сущностью может осознаваться либо создателем ВЛ, либо её наблюдателями, при этом их трактовки могут кардинальным образом различаться» [15]. Н.В. Чудова выделяет психологическую особенность Интернет-культуры, заключающуюся в возможности для реализации мифологической составляющей образа «Я». В применении к определению типа виртуальной личности, данному Е. Горным, можно говорить об адекватности Я-концепции, поданной в самопрезентации в зависимости от соответствия реальности созданного образу себя самого. Графические редакторы и инструменты самопрезентации в сети позволяют индивиду выставить на аватар образ «идеального Я», который зачастую может находиться далеко от «реального Я». Этот расстояние может послужить причиной внутреннего диссонанса, а не способом его снятия. Так, интересно отметить феномен саморефлексии пользователей социальных сетей по поводу аватаров. В юмористических группах можно найти анекдоты и шутки по поводу оторванности образа аватара от действительности, например: «– А ты красивая. Давай встретимся? – Не могу, я только на аватарке красивая».

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что самопрезентация в социальной сети является способом создания ситуации восприятия, зачастую носящей искусственный характер.

Далее: Фотография как способ самопрезентации и формирования идентичности