Характеристика методик исследования

Для определения техник и тактик самопрезентации, применяемых пользователями виртуальных социальных сетей, использован метод контент-анализа. Контент-анализ — это метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления фактов и тенденций, отраженных в этих документах.

В данном исследовании приняли участие 102 пользователя социальной сети «ВКонтакте», однако в работе приведены результаты по 100 испытуемым, так как бланки тестов 2-х участников были некорректно заполнены. Следовательно, в качестве источника, подвергаемого контент-анализу, выступает содержание ста личных страниц (аккаунтов) пользователей русскоязычной виртуальной социальной сети «ВКонтакте» от 15 апреля 2015 года.

Выборка исследования: персональные страницы социальной сети (аккаунты) 42 мужчин и 58 женщин в возрасте от 19 до 30 лет (средний возраст – 25 лет).

Следует отметить, что полученные в результате исследования данные репрезентативны только для пользователей социальной сети «ВКонтакте» и применимы для описания стилей самопрезентации личностей, соответствующих социальным характеристикам участников данной выборки. Ввиду того, что стандартизация выборки не проводилась, а участники исследования знакомы между собой, перенесение выводов исследования на другие группы не представляется возможным.

Для выделения категорий анализа содержания личных страниц пользователей социальной сети использованы формальные и содержательные характеристики их сообщений. В данном исследовании категории анализа соответствуют формам самопрезентации, подкатегории – их содержанию, которое соотносится с отдельными техниками самопредьявления. Параметры контент-анализа личной страницы пользователя социальной сети представлены в приложении 1.

Для выявления особенностей Я-концепции участников исследования использовались следующие инструменты:

  • анкета, нацеленная на выявление целей использования и посещения социальной сети «ВКонтакте»;
  • методика исследования самоотношения (МИС) С.Р.Пантелеева;
  • модифицированный вариант методики «Q-Сортировка» В. Стефансона.

Разработанная нами анкета содержит 11 вопросов, направленных на выявление целей посещения и использования виртуальной социальной сети участниками исследования (см. Приложение 2).

Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения. Методика допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. Длительность заполнения бланка одним испытуемым – 30-40 минут.

Методика «Q-Сортировка» (опросник В. Стефансона) используется для изучения представлений личности о себе и диагностики тенденций поведения в группе. Достоинством теста «Q-сортировка» является то, что при работе с ним тестируемый проявляет свою индивидуальность, т.е. реальное «Я», а не «соответствие – несоответствие» стереотипам и результатам других людей.

В данном исследовании используется модифицированный вариант методики «Q-Сортировка» (см. Приложение 2). Вопросы методики были переформулированы таким образом, чтобы они отражали особенности Я-концепции личности, выражающиеся в практике общения в социальных сетях. Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в виртуальной группе: зависимость – независимость, общительность – необщительность, принятие «борьбы» – избегание «борьбы».

Далее: Характеристика методов статистической обработки данных