Фотография как способ самопрезентации и формирования идентичности

Важность и эффективность навыков самопрезентации в повседневной и деловой жизни человека не подвергается сомнению. Зачастую успех коммуникации зависит от того, насколько ёмко, убедительно и адекватно человек сможет преподнести свои сильные стороны, подчеркнуть индивидуальность и уникальность. Самопрезентация, помимо утилитарной функции, реализует ещё и функцию самоидентификации индивида, когда он выносит себя вовне. В современных условиях высоких и быстро меняющихся требований к личности вероятен риск развития кризиса идентичности. Индивид нуждается в её укреплении, например, через визуальную самопрезентацию.

Каждая социальная группа имеет свой набор идентифицирующих её образов. Зрительный образ воспринимается ярче, чем звуковой. Он несёт в себе такие характеристики, как цвет, свет, пространство, объём, динамику; он эмоционален и выразителен; его можно трансформировать, преобразовывать, редактировать; он легко поддаётся интерпретации. В фотографии могут быть заключены идентифицирующие образы человека или социальной группы.

Фотография создаёт психологическую ситуацию восприятия, передаёт эмоциональную насыщенность и субъективную значимость. Фотография отбирает то, что необходимо продемонстрировать, а что скрыть. Она побуждает интерпретировать, домысливать, разгадывать. По словам Р. Барта, фото «может быть предметом трех способов действия, троякого рода эмоций или интенций: его делают, претерпевают (будучи заснятым) и разглядывают» [33, с. 75]. Можно выделить три плоскости порождения смыслов: смыслы, актуализированные фотографом; смыслы, связанные с объектом фотографирования; смыслы, возникающие при трансформации образа объекта в символы, составляющие сущность переживания зрителя. «Видеть изображение – значит прочесть его как текст, специально настроившись на раскрытие всевозможных символов и отношений, которые в нем заключены, т.е. обнаружить тот контекст, в котором это изображение выступает» [33, с. 78].

В данной работе нам интересно изучить фотографию в социальной сети (аватар) как способ самопрезентации и выражения своей Я-концепции. Многие пользователи систематически меняют фотографии аватаров и подходят к этому процессу серьёзно. Почему? При просмотре чужой страницы внимание в первую очередь обращается на фотографию и в первые 5 секунд происходит идентификация пользователем владельца страницы: к какой социальной группе он относится, подходит ли по интересам и др. характеристикам. Пользователь сам конструирует ситуацию восприятия, закладывает в фото некоторое сообщение – представляет себя другим так, как хочет, чтобы его воспринимали. Снимок обладает постоянством – желаемый образ не портится со временем. Сконструированный индивидом образ является его относительно постоянной идентичностью для него самого и для реципиентов его страницы. Это снимает напряжение по поводу вопроса самопрезентации в меняющихся условиях: индивид чувствует безопасность, так как считает, что контролирует ситуацию, тогда как в реальности это не всегда возможно.

Частоту обновления фото в сети и серьёзность подхода к выбору и созданию аватаров Н.С. Козлова и И.Р. Сушков объясняют через потребность публичности, удовлетворение которой стало неотъемлемой и важной частью повседневной жизни. Авторы выделяют аспект публичности в самопрезентации в сети: «доминирующая тенденция к публичности в Интернете у соответствующей части пользователей подтверждается тем, что 45,95% выкладывают фотографии своего образа, сделанные специально для Интернета (не считая того, что практически все, выкладываемые ими снимки, связаны именно с собственным «Я»)» [29]. Сегодня нормой являются специальные фотосессии, после которых фото можно выложить в сеть.

Переживание индивидом своего «Я» и сравнение себя с другими связаны с определённым дискомфортом. Но фотография позволяет создать желаемый образ и представить себя должным образом в социальной сети. Фотография становится частью биографии индивида, укореняет его в центре собственного электронного микросоциума, демонстрирует его сущность, транслирует его смыслы. Фотография теперь не просто документ: она инициатор психологической, эмоциональной атмосферы, она «гарант» его устойчивой идентичности.

Е. Горный одним из первых начал рассматривать виртуальную личность как форму творчества. Он отметил, что творческий аспект виртуальной самопрезентации ранее практически не исследовался по следующим причинам: 1) в изучении феномена «виртуального я» психологи более исследовали психологические проблемы, нежели эстетические; 2) большинство работ по виртуальной идентичности имеют под собой материал англоязычного интернета, следовательно, отражает соответствующие реалии [14]. Автор характеризует самопрезентацию в сети как самоизобретение. Аватар в социальной сети – это творчество виртуальной личности, образ, который «работает» независимо от местонахождения владельца.

Аватар – это отражение образа «Я» его автора, созданный/выбранный им самим. Аватар может быть истолкован как текст через анализ его элементов, деталей, характеристик (композиция, цвет, планы, масштаб), и даже «punctum». Термин «Punсtum» («чувственный укол, наносимый фотографией») употреблён в классической работе Ролана Барта «Camera lucida» [7]. Он является один из двух базовых режимов чтения фотографий. Фотография повествовательна, а punctum – это как укол, как вспышка прозрения, деталь, которая позволяет исследователю выйти на новый, скрытый семантический план фотографий. У каждого исследователя punctum особый. «Рunctum – это интенсивность, или особое фотографическое время. Такое время парадоксальным образом разрушает полноту присутствия, удостоверяемого самой же фотографией: в качестве изображения фотография являет именно его, но только как всегда уже бывшее. Этот разрыв в настоящем, его априорный разворот в сторону прошлого – то, что одновременно видимо и что нельзя увидеть в строгом смысле слова, – и составляет punctum фотографии, или ее отличительную особенность как отдельной разновидности изображения» [27]. Данный экскурс в философию прочтения фотографии свидетельствует о сложности и неоднозначности восприятия фотографии.

Анализируя множество аватаров, можно выделить некоторую классификацию наиболее часто встречающихся «виртуальных Я» в визуальной самопрезентации в сети. Объединение фотографий по типам позволяет говорить о наличии в российском обществе и в пространстве русскоязычного интернета как новом пространстве культуры [44] некоторых устойчивых образов личности. Однако это будет условная классификация, так как виртуальная личность «не является монолитным феноменом, которому можно дать чёткое определение, а покрывает множество вариантов реализации субъективности в электронной среде» [14]. Следовательно, полученная классификация будет истинной в определённый момент времени, пока сохраняется актуальность выбранной индивидом формы самопрезентации.

Далее: Личная информация и виртуальное общение в структуре самопрезентации пользователя в социальной сети