Анализ анкетированного опроса «Цели использования и посещения социальной сети «ВКонтакте»

Как показывают результаты проведенного нами исследования, подавляющее количество исследуемых зарегистрировано в социальной сети «ВКонтакте» более 7 лет (51%) или от 4 до 6 лет (44%), что видно на рисунке 8. Таким образом, перед нами – постоянные пользователи со стажем. Данные говорят о том, что пользователи верны социальной сети, и, следовательно, она отвечает их интересам и позволяет реализовывать свои потребности.

Продолжительность использования социальной сети

Рис.8. График к вопросу 3: «Как давно Вы зарегистрированы в социальной сети «ВКонтакте»?»

Частота посещения «ВКонтакте» достаточно высока: 66% пользователей заходят в неё по нескольку раз в день, а 18% пользователей находятся онлайн на протяжении всего времени бодрствования (см. рис. 9). Данные говорят о некоторой зависимости пользователей от своего профиля и высокой важности быть онлайн и проверять, контролировать изменения страницы.

Частота посещения ВКонтакте

Рис.9. График к вопросу 4: «Как часто Вы посещаете свою страницу в социальной сети «ВКонтакте»?»

Данные, полученные в результате ранжирования пользователями приоритетности причин, побуждающих их посещать свой профиль в социальной сети «ВКонтакте», представлены на рисунке 10.

цели посещения социальной сети

График к вопросу 5: «Проранжируйте в порядке приоритетности причины, по которым Вы посещаете социальную сеть «ВКонтакте»

Таким образом, приоритетными причинами посещения социальной сети для опрошенных пользователей являются просмотр новостей со страниц друзей, фото, публикаций, видео, посещение групп; таким образом, социальная сеть позволяет пользователям быть в курсе всех событий.

Примечательно, что большинству пользователей (56%) виртуальное общение с незнакомыми людьми не интересно; значительному числу опрошенных (38%) оно интересно частично (см. рис. 11).

общение с незнакомцами в соц.сети

Рис.11. График к вопросу 6: «Общаетесь ли Вы в социальной сети с незнакомыми людьми?»

Число друзей в социальной сети (см. рис. 12) – это определённый показатель социальной активности пользователя, уровня его коммуникабельности. Следует отметить, что некоторые пользователи намеренно увеличивают число друзей, чтобы представлять им себя, свою работу или демонстрировать другим свой широкий социальный круг.

количество друзей вконтакте

Рис.12. График к вопросу 7: Сколько у Вас друзей в социальной сети «ВКонтакте»?»

Некоторые исследователи указывают на такое свойство виртуального общения, как анонимность, что выражается, например, в скрывании своего настоящего имени, пола, социального статуса, внешности, предоставлении не достоверной информации о себе. Таким образом, виртуальное общение – это благодатная почва для вымысла. Однако, как показало наше исследование (см. рис. 13), большинство пользователей (74%) утверждают, что размещают на своей странице в социальной сети лишь правдивую информацию. Для них является важным представить истинные факты о себе, чтобы быть адекватно воспринятыми, ведь виртуальное общение может сопровождаться и реальным или перерасти в него.

правдивость

Рис.13. График к вопросу 8: «Согласны ли Вы с утверждением: «Я размещаю на странице лишь ту информацию, которая соответствует действительности»?»

Виртуальное общение зачастую дополняет общение с людьми, с которыми пользователи лично знакомы: об этом говорят 85% опрошенных (см. рис. 14). Сегоднящняя реальность такова, что случается и обратное – пользователь заводит знакомство в виртуальном пространстве, которое впоследствии перерастает в реальное общение. Существует и практика добавления в свой виртуальный круг друзей, с котороыми пользователь не встречается в оффлайне (6%).

соответствие виртуального круга общения реальному

Рис.14. График к вопросу 9: «Общаетесь ли Вы с людьми из социальной сети в реальной жизни?»

Известно, что социальные сети вызывают психологическую зависимость. Изучению этого феномена посвящена не одна работа. В данном исследовании не ставилось цели изучить причины, приводящие к формированию зависимости от социальных сетей. Но нам важно было понимать, есть ли у исследуемых психологическая зависимость от социальной сети и как она выражается. На вопрос, что будет чувствовать пользователь, если не сможет посетить свою страницу в социальной сети в течение недели (см. рис. 15), более половины пользователей (54%) ответили, что справятся с этим нормально. Таким образом, можно говорить о том, что у данной группы не наблюдеется сильной зависимости от постоянного нахождения в сети и контроля происходящих там изменений. Их профиль лишь дополняет реальность, а не замещает её. 31% опрошенных ответили, что желание войти в социальную сеть будет, но они без переживаний с ним справятся, что может рассматриваться как проявления самоконтроля пользователей. 13% опрошенных выразили волнение по этому поводу и отметили, что оффлайн вызовет у них крайний дискомфорт.

признаки зависимости от социальной сети

Рис.15. График к вопросу 10: «Если у Вас не будет возможности посетить свою страницу в социальной сети в течение недели, что Вы будете испытывать?»

На последний вопрос, обращённый к саморефлексии пользователя по поводу пользы для него социальной сети (см. рис. 16), получены следующие ответы. Большинство опрошенных (41%) отметило ценность общения, обратившись к основной, коммуникативной функции (свойству) социальной сети. 19% пользователей подчеркнули другое свойство/функцию – информационное обеспечение, выражающееся в получении новой информации и знаний. Несколько меньшее число опрошенных (17%) пользуются социальной сетью для быстрого поиска и удобного доступа к широчайшей библиотеке видео- и аудиоконтента. Интересно, что 14% пользователей осознанно отметили, что никакой пользы в социальной сети не находят, но продолжают ей пользоваться.

Рис.16. График к вопросу 11:  "Какую пользу Вы видите для себя в использовании социальной сети?"

Рис.16. График к вопросу 11: «Какую пользу Вы видите для себя в использовании социальной сети?»

Проведя анализ анкетированного опроса и охарактеризовав цели использования и посещения социальной сети «ВКонтакте», в соответствии с логикой данного исследования перейдем к рассмотрению результатов корреляционного анализа.

Далее: Результаты корреляционного анализа и их интерпретация