Заключение

Личностная тревожность, как и любая врожденная индивидуально-типологическая особенность, может выступать в качестве как полезного качества, повышающего адаптивность индивида к условиям окружающей среды, так и вредного, препятствующего нормальной адаптации в социуме.

Все зависит от степени выраженности этого свойства. Умеренная личностная тревожность является адаптивным качеством, поскольку способствует активизации ответственности за выполняемое дело, что снижает чувство страха перед возможными неблагоприятными событиями в будущем. Напротив, высокий уровень тревожности является дезадаптивным качеством, т.к. может оказывать парализующее воздействие на деятельную активность индивида.

Проведенный в данной работе теоретический и эмпирический анализ взаимосвязи между темпераментом и тревожностью у подростков позволяет ряд важных заключений.

У подростков с высоким уровнем тревожности имеется определенная предрасположенность нервной системы, которая характеризуется подвижностью, слабостью процесса торможения и преобла­данием силы процесса возбуждения над силой процесса торможения. Эти ха­рактеристики нервной системы влияют на развитие тревожности у подрост­ков через особенности эмоционального реагирования. Подвижность нервной системы обусловливает легкость возникновения эмоций, в том числе эмоции тревоги; а слабость процесса торможения (как самого по себе, так и относи­тельно процесса возбуждения) способствует более длительному и интенсивному переживанию воз­никших эмоций, включая тревогу.

Предрасположенность к формированию высокого уровня тревожности существует у подростков с низким уровнем спонтанности (импульсивности) и агрессивности (стеничности), оцениваемым по методике ИТО Л.Н.Собчик. Согласно данной концепции Л.Н.Собчик,  спонтанность отражает степень, с которой подросток в своем поведении руководствуется внутренними побуждениями в противовес внешним влияниям; агрессивность проявляется как способность активно противостоять воздействиям среды.

Таким образом, оба эти свойства связаны с силой «Я» и отражают неподатливость субъекта внешним воздействиям, его сопротивляемость среде. Следовательно, подростки с высоким уровнем спонтанности и агрессивности оказываются менее уязвимыми по отношению к потенциальным угрозам со стороны окружающей среды, что и способствует формированию у них низкой тревожности.

Взаимосвязь между типами темперамента и тревожностью подростков обусловлена соответствующими свойствами нервных процессов, на которых базируются типы темперамента. Наиболее высокой тревожностью характеризуется холерический тип темперамента, имеющий для этого двойное основание: преобладание силы процесса торможения над силой процесса возбуждения и подвижность нервной системы. Несколько меньшая тревожность характерна для сангвинического типа темперамента, обладающего высокой подвижностью нервных процессов, и для меланхолического типа темперамента, характеризующегося слабостью нервных процессов. Наименее уязвимым в этом плане представляется флегматик, у которого отсутствует психофизиологическая предрасположенность нервной системы к тревожности, но, в принципе, и он не является абсолютно застрахованнным от формирования тревожных реакций, реализуемых через механизмы влияния социальных факторов тревожности.  В целом, темперамент оказывает однонаправленное влияние на общую тревожность и различные частные ее виды: школьную, самооценочную и межличностную. Однако наименьшее влияние темперамент оказывает на уровень межличностной тревожности подростков, что, вероятно, обусловлено преобладанием влияния социальных факторов на данный вид тревожности подростков в связи с возрастными особенностями – повышенной значимостью межличностных отношений со сверстниками для данной возрастной группы.

Таким образом, результаты проведенного эмпирического исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о существовании взаимосвязи между темпераментом и тревожностью у подростков.

Далее: Список литературы