Взаимосвязь тревожности и свойств темперамента

Для диагностики свойств темперамента в проведенном исследовании применялась методика «ИТДО» (Индивидуально-типологический опросник. Детский вариант), разработанная Л.Н.Собчик. Прежде, чем перейти к анализу взаимосвязи между свойствами темперамента и тревожностью подростков, необходимо более подробно рассмотреть концепцию, заложенную в основу данной методики [52].

В схематическом виде данная концепция представлена на рисунке 2.

собчик

Рис.2. Ведущие индивидуально-типологические особенности и сопряженный с ними социально-психологический стиль (по Л.Н.Собчик)

Согласно рассматриваемой концепции, существуют четыре пары полярных (противоположных) свойств темперамента:

  1. Экстраверсия и интроверсия. Интроверсия представляет собой типологическое свойство, проявляющееся внешней (в том числе социальной) пассивностью при высокой внутрипсихической активности; экстраверсия – противоположное свойство.
  2. Тревожность и агрессивность (стеничность). В данном контексте тревожность и агрессивность рассматриваются как характеристики силы «Я» по отношению к влияниям внешней среды. Тревожность представляет собой склонность в неопределенных и стрессовых ситуациях к ограничительному поведению или бегству от опасности; агрессивность – к наступательному поведению или борьбе.
  3. Сензитивность и спонтанность. Сензитивность представляет собой чувствительность субъекта к различным нюансам средового воздействия, особенно социального, зависимость от зоны аффилиации. Спонтанность, напротив, проявляется импульсивностью, высокой поисковой активностью, склонностью к самопредъявлению сильного «Я» и завоеванию.
  4. Эмотивность (лабильность) и ригидность. Лабильность проявляется как гибкость и изменчивость эмоционального настроя и уровня активности; ригидность проявляется в склонности к отсроченным, но интенсивным реакциям: «индивида сперва трудно сдвинуть с места, спровоцировать на действия, … но потом его уже не остановить, не укротить» [52, с.43].

По результатам корреляционного анализа выявлена статистически значимая обратная связь между спонтанностью и школьной тревожностью подростков. Коэффициенты корреляции между спонтанностью и другими показателями тревожности так же являются обратными и близки к значимым. То же наблюдается в отношении агрессивности (таблица 8).

тревожность и спонтанность агрессивность

Следовательно, существуют тенденции к обратным связям между спонтанностью и тревожностью и между агрессивностью и тревожностью: чем выше уровень спонтанности (импульсивности) и агрессивности (стеничности), тем ниже уровень тревожности подростков.

Существование таких тенденций подтверждается результатами анализа таблиц сопряженности (таблицы 9 и 10).

тревожность и импульсивность

тревожность и стеничность

Как видно из таблиц, большинство подростков, характеризующихся высоким уровнем спонтанности и агрессивности, обладают низким уровнем тревожности (58,3% и 60,0% соответственно). Аналогичная закономерность наблюдается и в отношении частных видов тревожности (приложение 4). Большинство подростков, характеризующихся высоким уровнем спонтанности (импульсивности), обладают низким уровнем школьной (66,7%), самооценочной (58,3%) и межличностной тревожности (66,7%). В свою очередь, подросткам, характеризующихся повышенным уровнем агрессивности (стеничности), свойственен низкий уровень школьной тревожности – для 60,0%, низкий уровень межличностной тревожности – для 73,3% подростков с высоким уровнем стеничности.

Для подростков с низким уровнем спонтанности и агрессивности данная закономерность не столь выражена: в числе подростков с низким уровнем спонтанности и агрессивности приблизительно равное количество обладают низкой и высокой тревожностью (как общей, так и частных: школьной, самооценочной и межличностной).

Спонтанность и агрессивность как свойства темперамента являются близкими друг к другу, родственными между собой характеристиками. Обе они отражают силу и независимость «Я», способность субъекта активно противостоять воздействиям внешней среды, завоевывать и подчинять ее себе в противовес тому, чтобы проявлять податливость внешним влияниям. По мнению Л.Н.Собчик, в основе этих характеристик лежит сильный тип высшей нервной деятельности. По-видимому, способность и склонность противостоять воздействиям среды снижает биологическую целесообразность тревоги: спектр ситуаций, которые могут оказаться угрожающими для индивида, существенно сокращается. Поэтому эти свойства темперамента препятствуют развитию тревожности у подростков.

В то же время низкий уровень стеничности и импульсивности не приводит однозначно к развитию высокой тревожности у подростков. По-видимому, связанная с низким уровнем стеничности и агрессивности податливость внешним воздействиям является лишь одним из факторов восприятия широкого спектра ситуаций как угрожающих; под влиянием других факторов (предположительно, социальных) высокая тревожность у подростков с низким уровнем агрессивности и спонтанности может и не развиться.

Обратная связь между спонтанностью и школьной тревожностью достигает степени статистической значимости: для подростков с высоким уровнем спонтанности характерен низкий уровень школьной тревожности. Как уже отмечалось (рис. 2), ведущим социально-психологическим качеством индивидов с высоким уровнем спонтанности является неконформность, т.е. неподатливость социальному влиянию. Школа, в свою очередь, является средоточием социальных норм и правил поведения в обществе. Л.Н.Собчик, описывая подростков с высоким уровнем спонтанности, отмечает, что они характеризуются «выраженной раскованностью, склонностью к свободному самоутверждению … Любые режимные рамки, стесняющие их свободу, вызывают противодействие и стремление к свободе. Это самые непослушные дети, нарушающие все правила и общепринятые нормы поведения … Это самые злостные прогульщики и нарушители школьного режима. … В школе такие дети – это бич, но в дальнейшей жизни многие из них благодаря своей предприимчивости, изворотливости и смелости могут достичь небывалых успехов» [52, с.404]. Вероятно, руководствуясь в своем поведении преимущественно собственными внутренними побуждениями, такие подростки учитывают особенности внешней социальной среды только в тех случаях, когда они соотносятся с собственными актуальными внутренними потребностями. Процесс обучения в школе при современном состоянии отечественной системы образования не перекликается значительно с актуальными потребностями подростков. Поэтому, вероятно, для подростков с высоким уровнем спонтанности он не является значимым, что и приводит к отсутствию у них школьной тревожности.

Коэффициент корреляции показателей спонтанности и школьной тревожности отражает единственную выявленную по итогам проведенного исследования статистически значимую связь между тревожностью и свойствами темперамента подростков. Остальные перечисленные связи не достигают уровня статистической значимости, т.е. существуют лишь на уровне тенденции. По-видимому, это говорит о том, что свойства темперамента не являются преобладающими по значимости факторами, влияющими на формирование тревожности у подростков, уступая доминирующее положение другим факторам (предположительно, социальным).

Таким образом, можно сформулировать следующий вывод о влиянии свойств темперамента на тревожность подростков. Предрасположенность к формированию высокого уровня тревожности существует у подростков с низким уровнем спонтанности (импульсивности) и агрессивности (стеничности). Спонтанность отражает степень, с которой подросток в своем поведении руководствуется внутренними побуждениями в противовес внешним влияниям; агрессивность проявляется как способность активно противостоять воздействиям среды. Таким образом, оба эти свойства связаны с силой «Я» и отражают неподатливость субъекта внешним воздействиям, его сопротивляемость среде. Следовательно, подростки с низким уровнем спонтанности и агрессивности оказываются более уязвимыми по отношению к потенциальным угрозам со стороны окружающей среды, что и способствует формированию у них предрасположенности к повышенной тревожности. Однако свойства темперамента являются лишь предрасполагающими факторами формирования тревожности у подростков: большинство корреляционных связей между свойствами темперамента и тревожностью подростков существуют лишь на уровне тенденции.

Далее: Взаимосвязь тревожности и типов темперамента