Введение

Актуальность исследования. Эмоциональные трудности, связанные с нарушениями поведения и затруднениями социальной адаптации, достаточно часто проявляются в детском и подростковом возрасте и требуют своевременной коррекции. Тревожные расстройства являются наиболее распространенными среди эмоциональных расстройств детского и подросткового возраста. В научной литературе отмечается рост тревожности среди детей и подростков [51, 57, 59]. На настоящее время количество тревожных детей близко к 15% [57]. Более того, тревожность принимает форму глубинной тревоги, т.е. может проявляться в психической неустойчивости, невротических реакциях, в меньшей степени поддается коррекции [51].

В сложном, переходном подростковом возрасте, связанным с многочисленными физическими, психологическими и социальными трудностями, проблема тревожности приобретает особую актуальность.

Высокая тревожность является негативной личностной чертой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в своих силах, является условием формирования отрицательного статуса личности и конфликтных отношений, создает предпосылки для агрессивного поведения. Поэтому коррекция уровня тревожности относится к числу актуальных задач практической психологии.

В настоящее время ученые придают большое значение не только разработке новых методов снижения уровня тревожности, но и возможности предупреждения возникновения этой личностной черты. Однако для разработки методов профилактики тревожности необходимо знать причины ее формирования. Распространенность тревожности, ее негативное воздействие на развитие и социальную адаптацию личности и недостаточная изученность в современной психологии причин формирования тревожности определяют актуальность настоящего исследования.

Объект исследования – индивидуально-типологические особенности темперамента и различные виды тревожности у подростов; предмет исследования – функциональные взаимосвязи между индивидуально-типологическими особенностями темперамента и тревожностью подростков.

Цель исследования – изучение особенностей функциональных взаимосвязей между индивидуально-типологическими особенностями темперамента и тревожностью у подростков.

Задачи исследования:

  1. Теоретический анализ представлений о взаимосвязи темперамента и тревожности в современной научной литературе;
  2. Организация и проведение эмпирического исследования взаимосвязи темперамента и тревожности у подростков;
  3. Обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эмпирического исследования;
  4. Формулировка выводов о закономерностях, характеризующих взаимосвязь темперамента и тревожности у подростков.

Гипотеза исследования: индивидуально-типологические особенности темперамента оказывают влияние на уровень тревожности подростков.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В проведенном исследовании впервые изучается взаимосвязь темперамента и тревожности в данной возрастной группе. Впервые применяется комплексный подход к изучению влияния темперамента на тревожность, включающий изучение влияния свойств нервных процессов, свойств темперамента и типов темперамента на тревожность подростков.

Практическая значимость исследования. Полученные данные могут быть применены в практической работе педагогов-психологов с подростками, прежде всего, в психологической диагностике причин и коррекции повышенного уровня тревожности у подростков.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), выводов, списка литературы и пяти приложений, содержащих результаты эмпирического исследования.

Далее: Определение и общая характеристика темперамента