Уровень тревожности в изучаемой выборке подростков

Как уже отмечалось, для диагностики уровня тревожности респондентов в проведенном эмпирическом исследовании применялась методика «Шкала тревожности», содержащая шкалы школьной, самооценочной и межличностной тревожности, а также интегральную шкалу общей тревожности.

Показатели общей тревожности в изучаемой выборке варьировали от 22 до 96 баллов; средний показатель общей тревожности составил 58,9±18,0 баллов. Таким образом, в среднем для изучаемой выборки характерен нормальный и несколько повышенный уровень тревожности, и в исследовании приняли участие подростки с различным уровнем тревожности: от чрезмерно низкого до очень высокого. Следовательно, в результатах исследования представлен полный диапазон показателей общего уровня тревожности.

Средние показатели школьной, самооценочной и межличностной тревожности в изучаемой выборке составили соответственно 18,7±6,5; 19,3±5,9 и 20,9±6,5 баллов. Данные представлены на рисунке 1.

тревожность подростков

Рис.1. Средние показатели тревожности в изучаемой выборке подростков

Таким образом, наиболее выраженной среди изучаемых видов тревожности является межличностная тревожность подростков, наименее выраженной – школьная тревожность. Это согласуется с результатами теоретического анализа: для данной возрастной категории наибольшую значимость представляют межличностные отношения со сверстниками, чем и обусловливается их повышенная тревожность в данном аспекте. Значимость школьного обучения в этом возрасте, напротив, несколько снижается, что и отражается в более низких показателях школьной тревожности в сравнении с другими видами тревожности.

В свою очередь, самооценочная тревожность характеризуется более низкими показателями варьирования, т.е. уровень самооценочной тревожности является наиболее стабильным в выборке, более схожим у различных подростков. По-видимому, это связано с характерной для данной возрастной группы актуальностью самоопределения, становления самосознания. Если в сфере межличностных отношений у некоторых подростков не возникает серьезных затруднений, и их уровень межличностной тревожности может быть невысоким, то задача самоопределения может оказаться легкой лишь в очень редких случаях. Видимо, именно поэтому для большинства подростков характерен один и тот же уровень самооценочной тревожности.

Таким образом, показатели тревожности в изучаемой выборке отражают типичные возрастные особенности подростков. В результатах исследования представлен полный диапазон показателей тревожности. Выборка является репрезентативной.

Далее: Взаимосвязь тревожности и свойств нервных процессов