Тревожность и факторы ее возникновения

В современной психологии тревожность понимается как «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения» [30], как «устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая у него наличие тенденции воспринимать широкий спектр ситуаций как угрожающие, что обуславливает соответствующую реакцию на эти ситуации» [57].

Высокая тревожность личности, таким образом, проявляется в частых и интенсивных переживаниях состояния тревоги и в тенденции оценивать многие ситуации как угрожающие, включая объективно безопасные ситуации [17, 32]. Существует также мнение о том, что у высокотревожных личностей тревогу вызывают именно те жизненные ситуации, которые данная личность воспринимает как несущие угрозу его престижу, самооценке, самоуважению [3, 45], т.е. некоторые авторы связывают тревожность не с любыми, а только с социальными потребностями субъекта.

В зарубежной литературе, вслед за Ч. Спилбергером, принято различать ситуативную и личностную тревожность (тревожность-состояние и тревожность-свойство) [32], что нашло отражение и в отечественной литературе [3, 26 и др.]. Однако, по-видимому, для отечественной науки такое разграничение не актуально, поскольку, если в английском языке и тревога, и тревожность обозначаются одним и тем же термином «anxiety» [26, 30], то в русском языке ситуативная тревожность, или тревожность-состояние обозначается термином «тревога». Другими словами, для того, что в зарубежной литературе подразумевается под терминами «ситуативная и личностная тревожность», в отечественной литературе существуют термины «тревога» и «тревожность».

Различают частную (специфическую) и общую тревожность личности [17, 30]. Под частной тревожностью понимается устойчивая тревожность в какой-либо сфере (межличностная, школьная, тестовая и т.д.), связанная с постоянным реагированием состоянием тревоги только на определенные ситуации. Под общей тревожностью понимается тревожность, не связанная только с определенными категориями ситуаций, а меняющая свои объекты в зависимости от изменения их значимости для человека.

Выделяют также адекватную (конструктивную) и неадекватную (невротическую) тревожность. «Если адекватная тревожность понимается как реакция на значимые ценности личности, пропорциональная реальной угрозе, не связанная с невротическими защитными механизмами, и прекращающая действовать при прекращении влияния негативного фактора, то неадекватная тревожность – это связанное с внутренними конфликтами переживание тревоги, не пропорциональное реальной опасности и ведущее к ограничениям активности и сознания» [57].

Высокий уровень тревожности является признаком неблагополучия личности, возможно, предвестником невроза или его симптомом, а также может быть связан с самыми разнообразными психологическими расстройствами [30]. Высокий уровень тревожности, как правило, связан с социально-психологической дезадаптацией личности, т.е. с недостаточным приспособлением субъекта к условиям жизнедеятельности в обществе [51]. В свою очередь, высокая тревожность оказывает неблагоприятное воздействие на развитие личности.

В литературе приводятся многочисленные данные о взаимосвязи тревожности с другими свойствами личности [11, 17, 57 и др.]. Результаты различных исследований свидетельствуют о том, что высокая тревожность наиболее тесно связана с особенностями самооценки и межличностных отношений. Они характеризуются неуверенностью в себе, завышенной или заниженной самооценкой, высоким и неустойчивым уровнем притязаний; постоянно озабочены мнением окружающих о себе, испытывают страх негативной оценки с их стороны и убеждены в их отрицательном отношении. В отношениях с окружающими высокотревожным субъектам свойственны подозрительность, застенчивость, нерешительность, робость, покорность или, напротив, негативизм, склонность к доминированию, грубость как защитные реакции.

Для личностей с высоким уровнем тревожности характерны также дисфункции когнитивной и эмоциональной сферы. Они имеют особую избирательную тенденцию, благоприятствующую восприятию стимулов, содержащих угрозу, что приводит к развитию дезадаптивного мышления; характеризуются эмоциональной неуравновешенностью и агрессивностью, постоянно испытывают чувство враждебности окружающего мира.

На современном этапе развития науки причины формирования тревожности изучены недостаточно. Известно, что в целом тревожность формируется и под влиянием врожденных, природных факторов, и под влиянием социальных и личностных факторов, действующих в течение жизни человека [30]. При этом, согласно результатам исследований Р.Кэттелла и И.Шейера (1961), влияние среды является более значимым для развития тревожности, чем влияние наследственности [17].

К биологическим факторам формирования тревожности относятся особенности нервной системы [30].

Социальные факторы развития тревожности делят на внешние и внутренние. К внешним факторам относят семейное воспитание, школьную успеваемость, взаимоотношения с учителями и взаимоотношения со сверстниками; к внутренним – внутриличностный конфликт и негативный эмоциональный опыт [23].

Большинство исследователей подчеркивают, что особую значимость для формирования тревожности приобретают испытываемые ребенком в дошкольном и младшем школьном возрасте нарушения отношений в семье, особенно в тех случаях, когда родители подвергают ребенка частым наказаниям [32]. К формированию тревожности у ребенка приводят тревожное поведение родителей, нередко сопровождающееся гиперопекой, эмоциональное отвержение ребенка, эмоциональная холодность родителей, авторитарный стиль воспитания, особенно сопряженный с высоким уровнем ожиданий родителей по отношению к ребенку, [23, 32, 42, 47 и др.]. «Если кто-то из родителей тревожен и проявляет гипертрофированную заботу о ребенке, его жизни и здоровье, это порождает у него переживание нестабильности окружающего мира, предчувствия надвигающейся со всех сторон опасности. Ребенок боится жить и выйти за рамки привычных отношений, ориентируется только на семью. Но при искусственном ограничении социального опыта ребенка семья не обеспечивает ему переживания надежности, защищенности. Отсюда – чувство беззащитности, неуверенность в своих силах, высокая тревожность.

Гораздо чаще дети становятся тревожными, когда в семье им предъявляют непосильные требования, проявляют раздражение чаще, чем беспокойство, постоянно и открыто выражают недовольство их поведением. Конечно, взрослые должны оценивать действия ребенка, адекватно выражать свое отношение к проступкам. Но очень важно то, как часто и в какой форме это делается. Когда ребенка укоряют, стыдят и откровенно ругают за все подряд – лежащую не на месте игрушку, пролитый чай, грязные руки, слишком громкую или слишком тихую речь и т. д. – всплески ситуативной тревожности превращаются в сплошной эмоциональный фон. Возникает тревожное ожидание неприятностей, страх перед наказанием» [42].

Во всех перечисленных случаях ребенок находится в ситуациях, порождающих постоянное эмоциональное неблагополучие [3], фрустрацию наиболее значимых для него потребностей, и в результате нормальный процесс адаптации ребенка к среде нарушается. Действие перечисленных факторов приводит к тому, что ребенок вынужден прибегать к выработке «сверхбдительности в отношении враждебных стимулов и развитию паттернов агрессии и защиты от воспринимаемого враждебным окружения» [47], что и приводит к развитию тревожности.

Среди многочисленных теорий тревожности наибольший интерес представляют теории, разработанные в рамках психоанализа и бихевиоризма.

С точки зрения бихевиоризма, тревожность представляет собой «закрепленный навык неадаптивного поведения, приобретенный путем научения. В необихевиоризме раскрыта роль подражания, лежащего в основе невротического поведения: ребенок либо непосредственно усваивает невротические образцы поведения родителей, либо подражает другим людям, совершая поведенческие акты, противоречащие другим образцам и нормам, что становится причиной переживания тревоги» [57].

Сторонники психоанализа сконцентрировали внимание на изучении невротической тревожности. По мнению З.Фрейда, формирование невротической тревожности начинается с того момента, когда врожденные влечения субъекта (обычно ребенка) вступают в противоречие с требованиями общества, выступающего в лице значимых других (обычно родителей). Как правило, такое противоречие сопровождается восприятием опасности, страхом неодобрения, наказания. Возникает внутренний конфликт, разрешение которого достигается путем психологической защиты – вытеснения исходного влечения из сознания в бессознательное. Вытесненное влечение при этом продолжает существовать и нести прежнюю угрозу, внутренний конфликт не находит конструктивного разрешения; человек продолжает испытывать страх, но уже не осознавая его причины, т.е. субъект переживает именно тревогу [32].

Последователи Фрейда, развивая его учение, рассматривали различные возможные источники тревоги, но практически во всех случаях связывали тревогу с социальным контекстом и внутренним конфликтом: между стремлениями к зависимости и независимости (О.Ранк), между зависимостью от значимых других и враждебным отношением к ним (К.Хорни) и т.д. [32].

Следует также отметить, что невротическая тревога представляет собой крайне мучительное переживание, т.к. испытывается человеком постоянно, а «неосознаваемость причин тревоги, отсутствие связи ее с определенным объектом, невозможность конкретизировать ощущаемую угрозу делают невозможным и какую-либо деятельность, направленную на предотвращение или устранение угрозы» [20]. По мнению сторонников психоанализа, для ослабления невротической тревоги возникают защитные действия и способы поведения человека – невротические симптомы – и тревога значительно усиливается тогда, когда эти защитные действия и способы поведения подвергаются сомнению или провокации [58].

Далее: Взаимосвязь темперамента и тревожности