Особенности проявлений темперамента и тревожности в подростковом возрасте

Поскольку темперамент обусловлен биологически, его первые проявления наблюдаются уже у новорожденных [26]. В свою очередь, тревожность, обусловленная и биологически, и социально, и при этом в большей степени социально; как устойчивая черта, она формируется обычно в детстве. Поэтому, как правило, к подростковому возрасту ребенок приходит уже с «готовыми» темпераментом и уровнем тревожности. Но при этом в связи с созреванием нервной системы некоторые особенности темперамента могут проявиться только в подростковом возрасте, а в связи с социальными факторами уровень тревожности в подростковом возрасте может измениться [28].

Подростковый возраст – период перехода от детства к взрослости – один из самых трудных этапов в жизни человека. Главная особенность подросткового возраста – резкие и неравномерные качественные изменения, затрагивающие все стороны развития [5, 42].

В этот период полностью меняется вся система внутренней психической деятельности и взаимоотношений подростка с внешним окружающим миром. Получают окончательное развитие все психические процессы, завершается формирование личности, происходит становление самосознания на основе чувства взрослости. Происходит смена приоритетов подростка: взаимоотношения в родительской семье и учеба в школе уступают место ведущей деятельности подростка – общению со сверстниками.

Подростковый период является кризисным, но кризис может происходить и без выраженных неблагоприятных проявлений [62]. Кризис подросткового возраста проходит три фазы [42]:

  1. Негативную, или предкритическую, – фазу ломки старых привычек, стереотипов, распада сформировавшихся ранее структур;
  2. Кульминационную точку кризиса – это, как правило, 13 лет, хотя возможны значительные индивидуальные варианты;
  3. Посткритическую фазу, т.е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т.п.

Переход от детства к взрослости является стрессом для подростка, поэтому у большинства подростков уровень тревожности в этот период является более высоким, чем в предшествующие периоды. Во многих случаях «подростковый возраст является периодом особой концентрации конфликтов, часто приводящим к различным поведенческим отклонениям, таким как делинквентность, агрессивное поведение, наркомания, суициды и т.п.» [28].

Известно, что «тревожность … имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области жизни, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого личностного образования. Эти «возрастные пики тревожности» детерминированы возрастными задачами развития» [28]. Если в дошкольном возрасте основным источником тревоги и тревожности детей являются нарушения взаимоотношений в семье, а в младшем школьном возрасте – нарушения адаптации к процессу обучения в школе и неблагоприятные взаимоотношения с педагогами [42], то тревога и тревожность подростка в наибольшей мере связаны с особенностями межличностных отношений с ровесниками и самооценки [57], что  связано  с  повышенной значимостью для них интимно-личностного общения и самоопределения. При этом тревогу и тревожность подростков по-прежнему могут вызывать особенности взаимоотношений в семье и учебной деятельности в школе.

Подростки с высоким общим уровнем тревожности, как правило, испытывают эмоциональный дискомфорт во всех трех перечисленных сферах жизнедеятельности: «Для детей и подростков с выраженным уровнем тревожности характерна тревожно-напряженная окраска образа себя и мира. В школе беспокойство и напряжение вызывает отношение учителя, воспринимаемое как незаинтересованное, предвзятое, критичное; другие ученики или находятся в таком же положении, или значительно превосходят по способностям или «везению». В семье тревогу вызывают контроль, принуждение, осуждение родителей, испытывающих беспокойство и недовольство; в случае неприятностей родители осуждают, наказывают; пресекают интересные ребенку дела. В общении с ровесниками напряжение вызывает неуверенность в заинтересованности и поддержке с их стороны; ожидание отвержения, конфликта или подавления; неумение противостоять агрессии. В ситуациях одиночества беспокойство порождают прошлые и предполагаемые неудачи. Характерны затруднения в нахождении выхода из сложной ситуации; потребность в успехе, субъективно не удовлетворенная; уверенность в зависимости исхода ситуации от обстоятельств или действий других людей. … у высокотревожных детей функция тревоги как средства предсказания неблагополучия искажается, теряет свое адаптивное значение, становясь внутренним выражением личностного неблагополучия, проявляющегося как уверенность в угрозе со стороны внешнего мира» [57].

Следует отметить особенности динамики различных видов частной тревожности у детей и подростков. Если в процессе адаптации к процессу и условиям обучения в течение младшего школьного возраста снижается уровень школьной тревожности, а в течение подросткового возраста постепенно снижается уровень межличностной тревожности, то уровень тревожности в отношениях с родителями является устойчивым на протяжении всего периода обучения в школе [17, 28, 42]. Это подтверждает фигурирующее в большинстве теорий тревожности предположение о том, что взаимоотношения с родителями являются наиболее значимым фактором формирования тревожности.

Высокотревожные подростки постоянно находятся в неблагоприятном психологическом состоянии, ощущают усталость, беспокойство, подавленность и раздражительность [28, 45]. В поведении подростков высокий уровень тревожности нередко проявляется в виде так называемых «масок» тревожности. Под «масками» тревожности подразумеваются « формы поведения, позволяющие переживать тревожность в смягченном виде и не проявлять ее во внешнем плане. Такие «маски», как агрессивность и зависимость (чрезмерное послушание или фрондирующее неповиновение, заботливость до самоотречения), более характерны для подросткового и юношеского возрастов» [42, с.357].

Высокий уровень тревожности подростков порождает проблемы в общении со сверстниками и снижает уровень успешности обучения в школе [17], т.е. связан с общей социально-психологической дезадаптацией подростков.

Данных о взаимосвязи темперамента и тревожности у подростков в изучаемой литературе нет. Однако можно предположить, что, поскольку подростковый возраст является кризисным и переживается как стресс, наибольший уровень тревожности он порождает у подростков-меланхоликов как у представителей наименее адаптируемого типа темперамента. В свою очередь, наименьший уровень тревожности следует ожидать у подростков-сангвиников как у представителей наиболее адаптируемого и стрессоустойчивого типа, а подростки-флегматики и холерики, предположительно, характеризуются средним уровнем тревожности.

В связи с тем, что подростковый возраст является кризисным, именно у подростков перечисленные различия должны являться наиболее выраженными в сравнении с подобными различиями у взрослых или у детей более младшего возраста. Однако в силу того, что социальные факторы оказывают большее влияние на развитие тревожности, чем свойства нервных процессов и темперамент, результаты намеченного исследования взаимосвязи темперамента и тревожности у подростков могут оказаться неожиданными.

Проведенный в данной работе теоретический анализ взаимосвязи между темпераментом и тревожностью позволяет заключить, что темперамент является биологически обусловленным психическим свойством; тревожность, в свою очередь, так же имеет биологические корни. Оба эти свойства имеют непосредственное отношение к эмоциональной сфере личности: темперамент определяет эмоциональность человека, а тревожность представляет собой предрасположенность человека испытывать чувство тревоги. Следовательно, можно с уверенностью предположить, что темперамент является одним из важных факторов, влияющих на развитие тревожности личности.

В доступной литературе данных о взаимосвязи темперамента и тревожности у подростков не  обнаружено. Это и предопределило необходимость проведения данного эмпирического исследования.

Далее: Организация эмпирического исследования