Организация эмпирического исследования

Для эмпирического исследования взаимосвязи темперамента и тревожности у подростков были подобраны следующие психодиагностические методики:

  1. Шкала тревожности [48, с.183-188], предназначенная для диагностики уровня тревожности и состоящая из 30 описаний жизненных ситуаций, с которыми нередко приходится сталкиваться подросткам. Испытуемым необходимо оценить степень тревоги, волнения, которые обычно вызывает у них каждая из перечисленных ситуаций, по 5-балльной шкале (от 0 до 4). Обработка результатов тестирования по данной методике осуществляется в соответствии с ключом путем начисления баллов по следующим шкалам: школьная, самооценочная и межличностная тревожность. Путем суммирования баллов по всем трем шкалам определяется также общий уровень тревожности подростка.
  2. Опросник Стреляу [15, с.178-185], предназначенный для диагностики свойств нервных процессов и состоящий из 134 вопросов и 4-х шкал: сила по возбуждению, сила по торможению, подвижность и уравновешенность нервных процессов. При этом показатели по шкале уравновешенности нервных процессов вычисляются путем деления значений по шкале «сила по возбуждению» на показатели по шкале «сила по торможению» и отражают, таким образом, степень преобладания силы процесса возбуждения над силой процесса торможения.
  3. Индивидуально-типологический опросник, детский вариант (ИТДО) [52, с.503-505], предназначенный для диагностики свойств темперамента и состоящий из 61 утверждения и 10 шкал. Две шкалы являются дополнительными и предназначены для оценки степени искренности респондентов: шкала лжи и шкала аггравации. Остальные 8 шкал непосредственно оценивают уровень свойств темперамента: экстраверсия, спонтанность, агрессивность, ригидность, интроверсия, сензитивность, тревожность, лабильность. Чем больше число набранных баллов по шкале, тем выше уровень выраженности соответствующего свойства темперамента.
  4. Тест Белова [55], предназначенный для диагностики типа темперамента и состоящий из 80-ти утверждений и 4-х шкал, отражающих четыре основных типа темперамента, выделяемых со времен Гиппократа и Галена: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Таким образом, диагностический материал к эмпирическому исследованию содержал 4 методики, одна из которых направлена на диагностику тревожности, а остальные 3 методики – на диагностику темперамента с точки зрения трех различных подходов: свойств нервных процессов, свойств темперамента и типов темперамента.

Эмпирическое исследование взаимосвязи темперамента и тревожности у подростков было проведено в период с мая по сентябрь 2010 года в городе Иваново. В исследовании приняли участие 31 подросток в возрасте от 11 до 14 лет, в том числе 17 девочек (54,8%) и 14 мальчиков (45,2%). Все подростки, принявшие участие в исследовании, являются учащимися различных школ города Иваново.

Испытуемым для самостоятельной работы были розданы опросные листы, содержащие инструкции к тестам, тексты опросников и бланки для записи ответов.

Обработка результатов эмпирического исследования осуществлялась в компьютерных программах MicroSoft Excel и SPSS 18 путем применения корреляционного анализа и анализа таблиц сопряженности.

Результаты психологической диагностики респондентов представлены в приложении 1, результаты корреляционного анализа – в приложении 2, таблицы сопряженности – в приложениях 3-5.

Далее: Уровень тревожности в изучаемой выборке подростков