Определение и общая характеристика темперамента

Темперамент человека вот уже более двух тысячелетий изучается психологией как одно из важнейших свойств личности. Однако ученые до сих пор не разработали единой общепринятой концепции темперамента, и мнения психологов на сущность, структуру и свойства темперамента в современной научной литературе расходятся.

В современной психологии темперамент чаще всего определяется как «соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения» [30]. При этом динамика психической деятельности рассматривается со стороны «темпа, быстроты, ритма, интенсивности составляющих эту деятельность психических процессов и состояний» [33].

Сущность темперамента наиболее отчетливо выступает в процессе общего анализа психики человека с точки зрения концепции «двухаспектности психики, развиваемой в рамках дифференциальной психофизиологии видными советскими психологами — Б.М. Тепловым, В.Д. Небылицыным, В.С. Мерлиным и их учениками. Суть этой концепции состоит в следующем. Утверждается возможность на определенном уровне научного исследования выделения в индивидуальной психике человека двух аспектов: формально-динамического (называемого также психодинамическим) и содержательного. Если содержательный аспект выступает через конкретные смысловые психологические структуры, конкретные мотивы, цели и т. д. и представляет собой совокупность всех свойств, признаков, черт индивидуальной психики, которые формируются в результате взаимодействия человека с предметным миром, его социальной средой, то формально-динамический аспект охватывает совокупность таких черт и свойств в психике человека, которые формируются в результате генерализации психофизиологических характеристик, лежащих в основе психологических деятельностей независимо от их конкретных мотивов, целей, способов, программ поведения и т. д. за счет постоянства индивидуально-устойчивых нейрофизиологических, а точнее, всех биологических, компонент, вовлеченных во все индивидуально-конкретные виды деятельности человека» [50]. Таким образом, темперамент проявляется во всех сферах психической деятельности человека, но связан не с содержанием психической деятельности, а с формой ее осуществления: темперамент «определяет формально-динамическую, процессуальную сторону психики человека и при его характеристике он отвечает на вопрос «как». … темперамент характеризует не уровень достижений человека (люди разного темперамента могут добиться одинаково высоких достижений), а способ достижений» [1]. Темперамент «отражает динамические характеристики деятельности и поведения человека, что находит выражение не столько в их конечном результате, сколько в их течении» [22, с.133].

С точки зрения одного из известных отечественных исследователей темперамента В.М. Русалова, биологический смысл темперамента человека состоит в регуляции энергетических затрат организма: «Существование … темперамента позволяет человеку, с нашей точки зрения, наиболее оптимально расходовать свои энергодинамические возможности. Заданный от природы определенный индивидуальный уровень энергодинамических возможностей (определенный уровень обмена или активности гормональной сферы, особенности нервных процессов и т. д.), постоянно включаясь в деятельность независимо от мотивов, целей и т. д., неизбежно приводит к обобщению определенных психических, в данном случае темпераментальных, характеристик, которые выступают в роли регуляторов расходования человеком своих энергодинамических возможностей. Таким образом, характеристики темперамента не столько окрашивают деятельность, сколько задают границы, оберегают организм от чрезвычайно большого или, наоборот, чрезвычайно малого расходования энергии. Выживаемость человеческого организма в первом случае будет под угрозой за счет чрезмерной истощаемости, а во втором случае — за счет слабого, пассивного усвоения предметного мира. Именно в этом и состоит, с нашей точки зрения, приспособительная, адаптивная роль темперамента» [50].

Практически все исследователи темперамента с давних времен и по настоящее время сходятся в том, что темперамент обусловлен биологически [3, 24, 27, 36, 38, 50 и др.], а также в том, что он представляет собой совокупность психологических характеристик, по которым люди существенно отличаются друг от друга [3 и др.].

По мнению В.М. Русалова, существует семь критериев отнесения того или иного психологического свойства к темпераменту [50]. Рассматриваемое психологическое свойство относится к темпераменту, если оно:

  • не зависит от содержания деятельности и поведения, т. е. отражает формальный аспект деятельности и поведения (является независимым от смысла, мотива, цели и т. д.);
  • характеризует меру динамического (энергетического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;
  • универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;
  • рано проявляется в детстве;
  • устойчиво в течение длительного периода жизни человека;
  • высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т. д.);
  • является наследуемым.

Некоторые авторы включают темперамент в структуру личности человека [49, 50 и др.], другие считают темперамент биологическим фундаментом, на котором строится личность человека, связующим звеном между организмом и личностью [24, 27, 36, 38 и др.].

Различаются и мнения исследователей об устойчивости свойств темперамента в течение жизни человека. Большинство авторов считают, что особенности темперамента являются наиболее устойчивыми и постоянными в сравнении с другими психологическими особенностями человека [8, 27 и др.]. По мнению других авторов, особенности темперамента могут изменяться в зависимости от условий жизни и воспитания в раннем возрасте [30], и в зрелом возрасте «под воздействием психических состояний и жизненных коллизий» [3, с.8].

В любом случае следует подчеркнуть, что динамика психической деятельности и поведения человека во многих случаях связана не только с особенностями темперамента. Кроме темперамента, она «зависит от содержания и конкретных условий деятельности, от отношения индивида к тому, что он делает, и к тем условиям, в которых он находится» [49].

Далее: История изучения и теории темперамента