Общая характеристика эмоций

Прежде, чем перейти к анализу тревоги и тревожности, целесообразно вкратце рассмотреть эмоции в целом и их значение.

Эмоции – это «психические процессы, протекающие в форме переживаний и от­ражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жиз­недеятельности человека» [27].

Б.И Додонов выделяет следующие признаки эмоций [13]:

  1. Представлен­ность эмоций в сознании в форме непосред­ственных переживаний;
  2. Двойственный, психофизиологический характер эмоциональных явле­ний: с одной стороны – аффективное волнение, с другой – его органические проявле­ния;
  3. Ярко выраженная субъективная окраска эмоций, присущее им качество осо­бой «интимности».

Эмоции человека всегда соотнесены с потребностями субъекта, с одной стороны, и с внешними или внутренними объектами или явлениями, с другой стороны. Эмоции отражают соответствие или несоответствие данного объекта или явления потребностям субъекта [22].

Таким образом, эмоции отражают исходящее из потребностей отношение субъекта к предметам и явлениям окружающей действительности. По мнению П.В. Симонова, возникновение положительных и отрицательных эмоций зависит от наличия актуальной потребности и оценки вероятности ее удовлетворения: «Необходимыми и достаточными являются два фактора: (1) потребность и (2) вероятность ее удовлетворения. Э = f [П,(Ин – Ис),…] , где Э – эмоция, ее степень, качество и риск, П – сила и качество актуальной потребности, Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент, (Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта. Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций (Ин > Ис). При возрастании вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис > Ин) возникают положительные эмоции» [38].

Выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн пишет: «Взаимоотношение эмоций с потребностями может проявляться двояко – в соответствии с двойственностью самой потребности, которая, будучи испытываемой индивидом нуждой его в чем-то ему противостоящем, означает одновременно и зависимость его от чего-то и стремление к нему. … Выступая в качестве проявления потребности – в качестве конкретной психической формы ее существования, эмоция выражает активную сторону потребности. Поскольку это так, эмоция неизбежно включает в себя и стремление, влечение к тому, что для чувства привлекательно, так же как влечение, желание всегда более или менее эмоционально» [49].

Таким образом, эмоции могут оказывать как мобилизующее воздействие на организм и психику человека (стенические эмоции), так и демобилизующее (астенические эмоции): «Помимо полярности приятного и неприятного в эмоциональных состояниях сказываются также … противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности» [49].

Исходя из перечисленных двух критериев, Д.Н. Узнадзе предлагает соответствующую классификацию эмоций: «Любая эмоция как эмоциональное переживание обязательно предполагает участие простых чувств: удовольствия–неудовольствия, возбуждения–успокоения. В соответствии с этим, эмоции могут быть подразделены на четыре группы: прият­ные эмоции – возбуждения и успокоения и неприятные эмоции – возбуждения и успокоения» [56, с.100].

Отражая отношение тех или иных объектов и явлений к потребностям человека и оказывая побуждающее либо обратное влияние на активность человека, эмоции участвуют в регуляции поведения человека [27].

Следует подчеркнуть, что основные эмоции человека являются врожденными и наблюдаются так же у животных [24], следовательно, способность испытывать эмоции закрепилась в процессе эволюции и имеет свой биологический смысл, связанный с приспособлением живых организмов к окружающей среде. Считается, что биологическая функция эмоций реализуется следующим образом: «эмоция, тесно связанная с приспособительным поведением, … возникает где-то между потребностью и действиями для ее удовлетворения. … Через сложную систему врожденных и условно-рефлекторных нервных путей устанавливаются связи между потребностью и возможностью ее удовлетворения посредством взаимодействия организма с окружающей средой. Потребность становится влечением или мотивацией. С помощью безусловно- и условно-рефлекторных связей потребность адресуется к объектам внешнего мира и становится целенаправленным влечением. Процесс приспособительного поведения живых систем приобретает характер действия для удовлетворения данной потребности» [63, с.49].

Каждый вид эмоций человека и животных играет определенную роль в регуляции поведения и жизнедеятельности и приспособлении человека и животных к окружающей среде: «Даже так называемые астенические эмо­ции, снижающие уровень органической жиз­недеятельности, отнюдь не лишены целесо­образности. Человек, например, может «оце­пенеть от ужаса». Но ужас как субъектив­ное явление есть своего рода оценка, кото­рую словами можно было бы выразить при­близительно так: «Передо мной враг, от которого не снастить ни нападением, ни бегст­вом». В таких случаях неподвижность – единственный шанс на спасение: можно не обратить на себя внимание или быть приня­тым за мертвого» [13].

По мнению Б.И. Додонова, отрицательные эмоции играют более важную биологическую роль, чем положительные: «Не случайно механизм отрица­тельных эмоций функционирует у ребенка с первого дня появления его на свет, а поло­жительные эмоции появляются значительно позднее. Отрицательная эмоция – это сигнал тревоги, крик организма о том, что данная ситуация для него гибельна. Положи­тельная эмоция – сигнал возвращенного бла­гополучия. Ясно, что последнему сигналу нет нужды звучать долго, поэтому эмоциональ­ная адаптация к хорошему наступает быст­ро. Сигнал же тревоги должен подаваться все время, пока опасность не устранена» [13].

Все перечисленные общие особенности эмоций человека характерны и для эмоции тревоги, составляющей предмет анализа, осуществляемого в данном разделе.

Далее: Понятие и сущность тревоги