Психологическая характеристика конфликта

Одной из наиболее часто встречающихся проблем супружеских отношений, а также своего рода индикатором, отражающим наличие других проблем в супружеских отношениях, являются конфликты.

Конфликт – это «такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.п.)» [11, с.24].

Конфликт возникает на основе конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация является разновидностью трудной ситуации. Ситуация – это «сложная субъективно-объективная реальность, где объективные составляющие представлены в виде субъективного восприятия и личностной значимости для участников ситуации» [3, с.192]. Трудная ситуация характеризуется, во-первых, наличием препятствия на пути достижения личностью каких-либо целей, реализации мотивов; во-вторых, состоянием психической напряженности субъекта как реакцией на данное препятствие; в-третьих, изменением обычных параметров деятельности, поведения и общения субъекта [3, с.193].

Различают трудные ситуации деятельности, трудные ситуации внутриличностного плана и трудные ситуации социального взаимодействия. В свою очередь, трудные ситуации социального взаимодействия классифицируются на проблемные, предконфликтные и конфликтные ситуации. Характеристики перечисленных ситуаций представлены в таблице 1.1 [3, с.195-196].

Таблица 1.1.

Характеристики трудных ситуаций социального взаимодействия

Ситуация Характеристика
1 Проблемная Характеризуется наличием противоречия и положительным или нейтральным отношением субъектов взаимодействия друг к другу. Межличностная напряженность невелика. Рациональная составляющая является основой поведения и общения. Угроза со стороны другого оценивается как потенциальная.
2 Предконфликтная Отличается от проблемной более высокой степенью психической напряженности. Сторонами или одной из сторон допущены действия, которые рассматриваются оппонентом как нанесение морального или физического ущерба. Характеризуется началом формирования негативного отношения к другому, готовностью противодействовать. Высока вероятность перерастания в конфликт.
3 Конфликтная Свойственно противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу (негативные эмоции и формирование «образа врага»). Преобладает мотивация «на себя». Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы индивида мобилизуются для достижения победы над оппонентом.

Таким образом, конфликтная ситуация возникает на основе предконфликтной, предконфликтная – на основе проблемной. При этом переход от проблемной ситуации к предконфликтной, и от предконфликтной к конфликтной не является неизбежным и зависит от поведения субъектов.

Причины межличностных конфликтов могут быть объективными и субъективными. К объективным причинам конфликтов относятся «те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений установок и т.п.» [3, с.213]. Объективные причины, как правило, определяют возникновение проблемной ситуации, преобразование которой в предконфликтную и затем в конфликтную ситуацию обусловлено субъективными причинами. Субъективные причины конфликтов «связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Человек не идет на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается обсудить и совместно с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию противодействия» [3, с.214].

Субъективные причины конфликтов могут быть социально-психологическими и личностными.

Типичные социально-психологические причины конфликтов:

  1. Неправильное понимание людьми друг друга вследствие значительных потерь и искажений информации в процессе межличностной коммуникации: «Значительная часть информации содержится на уровне бессознательного и словами вообще не выражается. Часть информации теряется из-за ограниченности словарного запаса конкретного человека. Из-за недостатка времени не высказывается многое из того, что могло быть сказано. Часть информации утаивается говорящим, если ему сообщать эту информацию не выгодно. Из того, что сказано, многое не усваивается собеседником в силу невнимательности или трудностей быстрого понимания. Услышанное человек обычно не воспринимает на веру, а оценивает, делая выводы, отличающиеся (а иногда противоположные) от того, что сказал собеседник» [3, с.221].
  2. Несбалансированное ролевое взаимодействие, т.е. несоответствие поведения одного или обоих субъектов взаимодействия ролевым ожиданием партнера.
  3. Различие подходов к предмету спора, вызывающее видимость несовпадения мнений (как правило, сочетается с болезненным восприятием критики собственной точки зрения), в том числе различие критериев оценки результатов деятельности и личности друг друга.
  4. Феномен ингруппового фаворитизма и аутгрупповой дискриминации – тенденция воспринимать членов своей социальной группы как в большей степени обладающих позитивными характеристиками, а членов других социальных групп как в большей степени обладающих негативными качествами.
  5. Склонность человека к поддержанию «когнитивного баланса» – тенденция отвергать информацию, не соответствующую существующей у человека картине мира.
  6. Мотив власти – стремление к господству и подчинению других людей своей воле вопреки сопротивлению с их стороны.
  7. Психологическая несовместимость субъектов.

Типичные личностные причины конфликтов:

  1. Индивидуально-психологические особенности субъектов – наличие у одного или обоих партнеров свойств личности, способствующих возникновению конфликтов (импульсивность, вспыльчивость, неумение эффективно реагировать на трудные и конфликтные ситуации, низкая конфликтоустойчивость, недостаточное развитие эмпатии, завышенный или заниженный уровень притязаний, некоторые акцентуации характера и т.д.).
  2. Психическое состояние субъектов – актуальное для одного или обоих партнеров эмоциональное состояние, способствующее реализации неадекватных и иррациональных форм поведения. В отличие от устойчивых индивидуально-психологических особенностей, психическое состояние носит ситуативный характер.

Возникший по тем или иным причинам на основе той или иной трудной ситуации конфликт имеет конкретную структуру. Структура конфликта – это «совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс» [3, с.230]. В структуре конфликта выделяются следующие составляющие [3, с.231-250; 11, с.25-26]:

  1. Объективное содержание.
    • Участники конфликта – люди, действующие лица конфликта, осуществляющие конфликтные действия различной степени.
      • Основные участники конфликта – стороны конфликта, оппоненты, или противоборствующие силы, – субъекты конфликта, непосредственно совершающие активные (наступательные или защитные) действия друг против друга.
      • Группы поддержки – индивиды или группы, составляющие силу, стоящую за основными участниками конфликта, которые либо активным участием, либо только присутствием могут коренным образом влиять на течение и исход конфликта.
      • Другие участники – лица, осуществляющие эпизодическое влияние на исход конфликта.
    • Предмет конфликта – объективно существующее или воображаемое противоречие, служащее основой («ядром») конфликта. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон; борьба, ведущаяся в конфликте, имеет своей целью разрешение данного противоречия. Предмет конфликта, как правило, является более поверхностным, чем его объект.
    • Объект конфликта – находящаяся на пересечении личных интересов субъектов материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Необходимым условием для конфликта является желание полностью владеть объектом в сочетании с реальной неделимостью объекта или притязанием хотя бы одной из противоборствующих сторон на его неделимость. Чаще всего действительный объект конфликта скрыт за предметом конфликта.
    • Микро- и макросреда – ближайшее окружение субъектов конфликта и те социальные группы, представителями которых они являются.
  2. Субъективное содержание (психологические составляющие конфликта).
    • Мотивы сторон – внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов к конфликту. Чаще всего истинные мотивы конфликта скрыты за мотивировкой участия в конфликте. Мотивы представляют собой сложные психологические образования, имеющие многоуровневую структуру:
      • Потребности – состояния субъекта, создаваемые испытываемой оппонентом нуждой в объектах (ресурсы, власть, духовные ценности), необходимых для его существования и развития, выступающих источником его активности.
      • Интересы – осознанные потребности, которые обеспечивают направленность субъекта на объект конфликта, и способствуют реализации его конфликтного поведения.
      • Ценности – отстаиваемые субъектом в конфликте общечеловеческие ценности (например, истинность суждения, идеи, справедливость решения), ценности, выраженные в каком-то конкретном произведении культуры, а также личностные ценности (чувство собственного достоинства, честь, самооценка и т.п.).
      • Цели – осознанные образы предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека. Целью субъекта в конфликте является его представление о конечном результате конфликта, его предвосхищаемый полезный (с точки зрения личности или общественной, групповой значимости) результат.
      • Позиция – система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Позиция участников конфликта является наиболее видимым структурным компонентом их мотивации.
    • Конфликтное поведение – составляющая видимую реальность конфликта совокупность противоположно направленных – направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента – действий участников конфликта, в ходе которых реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Конфликтное поведение анализируется с учетом стратегии и тактики оппонентов.
      • Стратегия конфликтного поведения – это ориентация личности по отношению к конфликту, установка на определенные формы конфликтного поведения. Различают следующие стратегии конфликтного поведения:
      • Соперничество (конкуренция) – навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения.
      • Сотрудничество (проблемно-решающая стратегия) – поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны.
      • Компромисс – взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой из сторон.
      • Приспособление (уступка) – понижение своих стремлений и принятии позиции оппонента.
      • Избегание (бездействие) – участник находится в ситуации конфликта, не принимая активных действий по его разрешению.
      • Тактика конфликтного поведения – совокупность приемов воздействия на оппонента, через которые реализуются стратегии конфликтного поведения.
    • Информационные модели (образы) конфликтной ситуации – восприятие оппонентами конфликта – субъективная картина конфликтной ситуации, складывающаяся в психике каждого участника. Образ конфликтной ситуации характеризуется значительной степенью искажения и неадекватности, однако именно информационная модель, а не объективная реальность, определяет конфликтное поведение сторон.

Конфликт как процесс может быть рассмотрен с динамической точки зрения. В динамике конфликта выделяют следующие этапы [3, с.263-271; 11, с.30-32]:

  1. Латентный период (предконфликт).
    • Возникновение объективной проблемной ситуации – зарождение противоречия между мотивами субъектов.
    • Осознание проблемной ситуации – субъективное восприятие ситуации как проблемной хотя бы одним из субъектов взаимодействия, осознание необходимости предпринять какие-либо действия для разрешения возникших противоречий.
    • Попытки сторон разрешить проблемную ситуацию неконфликтными способами.
    • Возникновение предконфликтной ситуации – характеризуется возникновением ощущения непосредственной угрозы собственным мотивам хотя бы у одного из субъектов взаимодействия. Как правило, именно предконфликтная ситуация закладывает начало активным действиям оппонентов.
  2. Открытый период (собственно конфликт).
    • Инцидент – первое столкновение сторон.
    • Эскалация – прогрессирующее развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.
    • Сбалансированное противодействие – продолжение противодействия при снижении интенсивности борьбы оппонентов.
    • Завершение конфликта – переход к другим формам взаимодействия (разрешение, урегулирование, затухание или устранение конфликта, иногда – перерастание в другой конфликт).
  3. Послеконфликтный период.
    • Частичная нормализация отношений – переосмысление и коррекция участниками конфликта собственной позиции, самооценок, притязаний, отношения к партнеру; при этом сохраняются негативные установки и эмоции, имевшие место в конфликте.
    • Полная нормализация отношений – преодоление негативных установок, установление доверия, понимание необходимости дальнейшего конструктивного взаимодействия.

Следует отметить, что не все конфликты в своем развитии проходят все перечисленные этапы. Некоторые потенциальные конфликты разрешаются еще на этапе предконфликта, многие конфликты не проходят послеконфликтный период и завершаются, как правило, разрывом отношений между оппонентами и т.п.

В зависимости от структурных и динамических особенностей конфликта его последствия для каждого из участников и их взаимоотношений могут быть различными. Поэтому принято разделять функции конфликта на конструктивные и деструктивные. Наиболее значимой конструктивной функцией конфликта является возможность полностью или частично выявить и разрешить противоречия между субъектами взаимодействия; к негативным результатам конфликтов относятся ухудшение психического состояния и деструкция взаимоотношений между оппонентами. Конфликты, имеющие преимущественно позитивные последствия, называются функциональными, негативные – дисфункциональными.

Таким образом, конфликты играют двойственную роль в процессе общения и взаимодействия людей.

Далее: Супружеские конфликты по объективным причинам