Введение

Актуальность исследования. Дети с нарушениями интеллектуального развития – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в сво­ем развитии от нормы. По имеющимся в литературе данным, такие дети составляют около 2,5% от общей детской популяции [47].

Семья – важнейший из факторов, влияющих на психологическое состояние ребенка и формирование его личности. Система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения и совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону его ближай­шего развития. И дети с нарушениями интеллекта не являются исключением: уровень их психического развития и социальной адаптации во многом зависит от особенностей семейной среды.

В современных исследованиях выявлено, что чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка [23]. Но при этом во многих семьях, воспитывающих детей-инвалидов с нарушениями интеллекта, не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на психику ребенка. Родители таких детей, как правило, повседневно встречаются с огромным количеством разнообразных проблем, и вследствие психической травматизации сами нуждаются в психологической помощи. Зачастую они также не обладают элементарными психолого-педаго-гическими знаниями, что не может не сказаться на их отношении к детям.

При этом тема родительского отношения к детям-инвалидам с нарушениями интеллекта в современной науке разработана недостаточно, и не затрагивается в практической деятельности специалистов, работающих с такими семьями. Этим обусловлена высокая актуальность выбранной темы.

Целью исследования является выявление специфики родительского отношения к детям-инвалидам с нарушениями интеллектуального развития средней и высокой степени тяжести.

Задачами работы стали:

  1. Обзор литературы по изучаемой тематике и теоретический анализ накопленных в современной науке сведений об особенностях родительского отношения к детям-инвалидам с грубыми нарушениями интеллекта.
  2. Организация и проведение эмпирического исследования специфики родительского отношения к детям-инвалидам с нарушениями интеллекта.
  3. Обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эмпирического исследования.
  4. Формулировка выводов об особенностях родительского отношения к детям-инвалидам с нарушениями интеллектуального развития средней и высокой степени тяжести.

В качестве объекта исследования выступают родители детей-инвалидов с нарушением интеллектуального развития.

Предметом исследования является родительское отношение к детям-инвалидам с нарушением интеллектуального развития.

Основная гипотеза исследования: родительское отношение к детям-инвалидам с нарушениями интеллектуального развития средней и высокой степени тяжести имеет определенные отличительные особенности.

Теоретическая значимость работы заключается в обнаружении новых данных об особенностях родительского отношения к детям-инвалидам с грубыми нарушениями интеллекта, в расширении научных сведений об изучаемом предмете.

Практическая значимость работы состоит в возможности учитывать выявленные закономерности в работе педагогов-психологов специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида как с детьми-инвалидами, имеющими грубые нарушения интеллектуального развития, так и с их родителями.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав (теоретической, методологической, эмпирической), заключения, списка используемой литературы и приложения.

Далее: Понятие родительского отношения в современной психологии