Результаты исследования родительских чувств

Для оценки родительских чувств в проведенном исследовании применялась методика «Опросник родительской любви и симпатии» (п.2.3). По данной методике в проведенном исследовании получены наиболее интересные результаты.

Средние значения по шкалам любви и симпатии в обеих группах респондентов варьируют в диапазоне от 30,9 до 36,0 баллов, что свидетельствует о высокой степени выраженности и любви, и симпатии к детям в обеих группах родителей (как отмечалось в описании методики, минимальным числом баллов для диагностики факта наличия любви и симпатии в отношении матери к ребенку считается показатель величиной 10 баллов; максимально возможное число баллов по шкалам – 40).

Кроме того, в обеих группах родителей средние показатели по шкале любви выше средних показателей по шкале симпатии, что свидетельствует о доминировании родительской любви над родительской симпатией в отношении к детям в обеих группах респондентов. Родительская любовь проявляется в большей мере на эмоциональном уровне, симпатия – на когнитивном. Следовательно, родители детей с нарушениями интеллекта разной степени выраженности принимают своих детей в большей степени на эмоциональном уровне, чем на когнитивном.

При этом не выявлено статистически значимых различий средней степени выраженности как любви, так и симпатии в изучаемых выборках испытуемых (в обоих случаях р>0,05). Следовательно, родители детей-инвалидов со средними и тяжелыми нарушениями интеллекта и родители детей с легкими нарушениями интеллекта относятся к своим детям с одинаковой любовью и симпатией.

Однако при этом выявлены достоверные различия средних показателей разности между значениями по шкалам любви и симпатии данной методики (р=0,01). В группе родителей детей-инвалидов с нарушениями интеллектуального развития средней и высокой степени тяжести этот показатель составил 5,1 балла, в группе родителей детей с легкими нарушениями интеллектуального развития – 2,4 балла. Данные представлены на рисунке 5.

родительская любовь и симпатия

Рис.5. Средние показатели разности между значениями по шкалам «Родительская любовь» и «Родительская симпатия» методики «Опросник родительской любви и симпатии» в изучаемых группах респондентов

Таким образом, в группе родителей детей-инвалидов с нарушениями интеллекта средней и высокой степени тяжести любовь к детям преобладает над симпатией к ним в достоверно большей степени, чем в группе родителей детей с легкими нарушениями интеллекта.

Прежде, чем перейти к интерпретации выявленной закономерности, рассмотрим результаты диагностики обеих групп респондентов по второй части данного опросника. Значимых различий в средней степени выраженности эмоционально-чувственного, когнитивного и поведенческого компонентов родительской любви между изучаемыми выборками не выявлено (во всех перечисленных случаях р>0,05). Следовательно, психологическая и социальная составляющая родительской любви к детям-инвалидам с нарушениями интеллекта средней и высокой степени тяжести и к детям с легкими нарушениями интеллекта выражены в среднем в равной степени.

Выявлены статистически значимые различия средних показателей по шкале «Биологический компонент родительской любви» в изучаемых группах респондентов (р=0,04). В группе родителей детей-инвалидов с грубыми нарушениями интеллектуального развития средний показатель по данной шкале составил 6,4 балла, в группе родителей детей с легкими нарушениями интеллекта – 5,2 балла. Данные представлены на рисунке 6.

биологический компонент любви

Рис.6. Средние показатели по шкале «Биологический компонент родительской любви» в изучаемых группах респондентов

Таким образом, биологическая составляющая родительской любви в среднем в достоверно большей мере выражена у родителей детей-инвалидов с грубыми нарушениями интеллекта, чем у родителей детей с легкими нарушениями интеллектуального развития. Необходимо так же отметить, что средний балл по шкале «Биологический компонент родительской любви» в группе родителей детей-инвалидов с грубыми нарушениями интеллекта выше средних баллов по шкалам данной методики, отражающим степень выраженности других компонентов родительской любви. Т.е. существует тенденция к преобладанию в структуре родительской любви к таким детям именно биологического ее компонента.

По-видимому, обе выявленные закономерности – большая степень преобладания родительской любви над родительской симпатией и больший уровень выраженности биологического компонента в структуре родительской любви к детям-инвалидам с нарушениями интеллекта средней и тяжелой степени – обусловлены воздействием одних и тех же факторов. Поскольку биологический компонент родительской любви обусловлен влиянием биологических факторов, а именно материнского инстинкта, глубоко и прочно закрепленного на генетическом уровне и действующего в подсознании человека, он в наименьшей мере подвержен воздействию каких-либо внешних социальных факторов. Можно предположить, что на родительскую симпатию могут оказывать отрицательное воздействие такие факторы, как неприязненное отношение к ребенку-инвалиду с грубым нарушением интеллекта со стороны общества, осознание того, что существование такого ребенка неблагоприятно сказывается на жизни семьи в целом и матери, в частности, отсутствие у ребенка в силу его состояния здоровья большого количества и разнообразия личностных качеств и поведенческих реакций, вызывающих положительные эмоции у родителей, и другие негативно воздействующие на отношение к нему явления. В свою очередь, на биологическую составляющую любви перечисленные факторы влияют противоположным образом: материнский инстинкт предписывает матери защищать своего ребенка от любой внешней угрозы, и отрицательное отношение к нему со стороны окружающих, представляя собой разновидность социальной угрозы, вызывает у матери соответствующую биологически обусловленную реакцию, а необходимость постоянно сталкиваться с подобным отношением окружающих к ребенку способствует развитию биологической составляющей родительской любви. Именно поэтому, вероятно, в структуре любви матери к ребенку-инвалиду с нарушениями интеллектуального развития средней и высокой степени тяжести преобладает биологический компонент, и степень выраженности любви преобладает над уровнем симпатии в структуре родительских чувств к такому ребенку.

Таким образом, согласно результатам проведенного эмпирического исследования, обнаружены следующие особенности родительских чувств к детям-инвалидам с грубыми нарушениями интеллекта: более высокий уровень выраженности биологической составляющей родительской любви и большая степень преобладания родительской любви над родительской симпатией в структуре родительских чувств к таким детям.

Далее: Результаты исследования оценок личностных качеств детей