Результаты исследования родительско-детских отношений

В используемой литературе отсутствуют нормативные данные по шкалам методики «ВРР», поэтому осуществить общий анализ средних значений в исследуемых группах по шкалам данной методики не представляется возможным. Основанием для анализа, так же, как и в предыдущем параграфе, будут являться различия средних показателей в изучаемых выборках.

По результатам проведенного исследования не выявлено статистически значимых различий средних показателей в группах родителей детей-инвалидов с грубыми нарушениями интеллекта и родителей детей с легкими нарушениями интеллекта по большинству шкал методики «ВРР» (в 8-ми случаях из 10-ти р>0,05). В том числе не обнаружены достоверные различия средних значений по шкалам, отражающим основные параметры родительского отношения: «Отвержение – принятие ребенка родителем» (р=0,25) и «Автономность – контроль по отношению к ребенку» (р=0,07). Таким образом, большинство аспектов родительского отношения в группе родителей детей-инвалидов с грубыми нарушениями интеллекта в среднем не отличаются от соответствующих аспектов родительского отношения в группе родителей детей с легкими нарушениями интеллектуального развития.

Однако следует отметить, что уровень значимости различий средних показателей по шкале «Автономность – контроль по отношению к ребенку» в изучаемых группах родителей (р=0,07) лишь ненамного превышает максимальную величину показателя вероятности случайных событий, свидетельствующего о наличии достоверных различий (р=0,05). При этом средний показатель по данной шкале в группе родителей детей-инвалидов с нарушениями интеллектуального развития средней и высокой степени тяжести выше среднего показателя по данной шкале в группе родителей детей с легкими нарушениями интеллекта (М=17,1 и М=15,7 соответственно). Следовательно, есть основания говорить о существовании тенденции к более высокому уровню родительского контроля в группе детей-инвалидов с грубыми нарушениями интеллекта. Очевидно, это обусловлено большим уровнем ограничения жизнедеятельности, несамостоятельности и беспомощности таких детей как в бытовом, так и в социальном аспекте. Другими словами, повышенный уровень родительского контроля в группе родителей детей-инвалидов со средними и тяжелыми нарушениями интеллекта требуется объективными обстоятельствами, объективным состоянием здоровья детей.

То, что показатель вероятности случайных событий не достигает уровня статистической значимости, возможно, объясняется тем, что родительский контроль включает в себя не только опеку и ограничения, но и требования по отношению к ребенку. По-видимому, родители детей-инвалидов с грубыми нарушениями интеллекта осуществляют родительский контроль особым образом: вероятно, проявляя опеку и накладывая ограничения, но не предъявляя высоких требований к ребенку.

Выявлены статистически значимые различия средних показателей по шкале «Непоследовательность – последовательность родителя» методики «ВРР» в группах родителей детей-инвалидов с нарушениями интеллектуального развития средней и высокой степени тяжести и родителей детей с легкими нарушениями интеллекта (р=0,02). В первой группе средний показатель по данной шкале составил 19,5 балла, во второй группе – 17,3 балла. Данные представлены на рисунке 3.

последовательность

Рис.3. Средние показатели по шкале «Последовательность» методики «ВРР» в изучаемых группах респондентов

Таким образом, родительское отношение к детям-инвалидам со средними и тяжелыми нарушениями интеллектуального развития характеризуется более высоким уровнем последовательности как постоянства родителей в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д.

Вероятно, это обусловлено, прежде всего, особенностями самих детей-инвалидов с грубыми нарушениями интеллекта: диапазон поведенческих реакций таких детей невелик, словарный запас беден, большинство их индивидуально-личностных проявлений характеризуются примитивностью. Поэтому воспитание таких детей не требует от родителей высокого уровня компетентности, гибкости и развития педагогических способностей: родители детей-инвалидов со средними и тяжелыми нарушениями интеллекта, как правило, имеют дело с простыми и однообразными вербальными и поведенческими проявлениями своих детей. Это значительно упрощает задачу построения четкой и последовательной стратегии и тактики воспитания таких детей.

Кроме того, родителям детей-инвалидов последовательность в воспитании детей в большей мере необходима, чем родителям детей с легкими нарушениями интеллекта, поскольку любые отклонения от привычных способов взаимодействия с такими детьми приводят к возникновению у них реакции растерянности, протеста и т.п. вплоть до дезорганизации психической деятельности.

Обнаружены достоверные различия средних показателей по шкале «Удовлетворенность отношениями ребенка с родителями» методики «ВРР» в группах родителей детей-инвалидов с нарушениями интеллектуального развития средней и высокой степени тяжести и родителей детей с легкими нарушениями интеллекта (р=0,04). В первой группе средний показатель по данной шкале составил 21,2 балла, во второй группе – 19,4 балла. Данные представлены на рисунке 4.

удовлетворенность

Рис.4. Средние показатели по шкале «Удовлетворенность отношениями с ребенком» методики «ВРР» в изучаемых группах респондентов

Таким образом, согласно результатам проведенного эмпирического исследования, средний уровень удовлетворенности отношениями с ребенком достоверно выше в группе родителей детей-инвалидов с грубыми нарушениями интеллектуального развития.

Можно предположить, что существование данной закономерности обусловлено совместным действием нескольких факторов. Во-первых, по-видимому, чем в большей мере нарушено здоровье ребенка, тем большей интенсивности психологическую травму испытывает его мать и тем больший уровень психологической защиты требуется для того, чтобы компенсировать эмоциональные последствия психологической травмы. Повышенный уровень удовлетворенности отношениями с ребенком, в свою очередь, может являться следствием избытка психологической защиты, когда мать «не замечает» негативных аспектов заболевания своего ребенка, преувеличивает значимость благоприятных сторон происходящего, находит утешительные для себя рациональные объяснения отрицательных аспектов и т.д.

Во-вторых, когда тяжесть заболевания ребенка достигает степени инвалидности, вероятно, матери не склонны воспринимать таких детей через призму сравнения со здоровыми детьми, в то время как матери детей с легкими нарушениями интеллекта, возможно, в большей мере фиксируют внимание на отличии своих детей от здоровых. В связи с этим матери детей-инвалидов с выраженными нарушениями интеллекта, по-видимому, испытывают меньшее количество и интенсивность отрицательных эмоций по отношению к заболеванию своих детей, что и приводит к более высокому уровню удовлетворенности отношениями с ними.

Таким образом, согласно результатам статистического анализа различий средних показателей по шкалам методики «ВРР» в группах родителей детей-инвалидов с нарушениями интеллектуального развития средней и высокой степени тяжести и родителей детей с легкими нарушениями интеллекта, обнаружены следующие особенности родительского отношения к детям-инвалидам с грубыми нарушениями интеллекта: более высокий уровень последовательности и более высокий уровень удовлетворенности отношениями с ребенком.

Далее: Результаты исследования осознанности родительства