Результаты исследования отношений матерей к их семейной роли

Средние показатели по всем шкалам методики «PARI» в изучаемых группах респондентов варьируют в диапазоне от 10,5 до 16,8 баллов, т.е. не выходят за пределы диапазона средних значений по методике. Однако в используемых источниках литературы не приведено нормативных данных по шкалам данной методики, что затрудняет более подробный анализ средних значений в исследуемых группах.

Поэтому единственным основанием для анализа полученных в ходе проведенного исследования результатов являлось сравнение средних значений по шкалам методики в изучаемых выборках. Достоверность различий средних показателей в изучаемых группах определялась с применением Т-критерия Стьюдента.

В результате сравнения статистически значимых различий между средними показателями по всем трем основным шкалам (группам параметров) методики «PARI» в изучаемых выборках не выявлено: во всех случаях р>0,05. Следовательно, отношение родителей к детям-инвалидам с нарушениями интеллектуального развития средней и тяжелой степени в среднем не отличается от отношения родителей с нарушениями интеллектуального развития легкой степени по интегральным показателям «Оптимальный эмоциональный контакт», «Излишняя эмоциональная дистанция» и «Излишняя концентрация на ребенке».

Аналогичным образом, в изучаемых группах респондентов не выявлено достоверных различий между средними показателями по большинству (по 21-й из 23-х) шкал методики «PARI», в том числе по всем параметрам отношения респондентов к семейной роли. Таким образом, родительское отношение к детям с различным уровнем нарушений интеллектуального развития по большинству аспектов, диагностируемых методикой «PARI», не различается.

Статистически значимые различия средних значений в изучаемых выборках выявлены только по двум шкалам методики «PARI», а именно по шкале 6 «Опасение обидеть» (р=0,04) и по шкале 18 «Подавление сексуальности» (р=0,02). Рассмотрим перечисленные достоверные различия более подробно.

По шкале 6 «Опасение обидеть» средний показатель в группе родителей детей-инвалидов со средней и тяжелой степенью нарушений интеллектуального развития составил 16,8 балла, в группе родителей детей с легкими нарушениями интеллектуального развития – 15,7 балла. Данные представлены на рисунке 1.

опасение обидеть

Рис.1. Средние показатели по шкале 6 «Опасение обидеть» методики «PARI» в изучаемых группах респондентов

Таким образом, степень выраженности опасения обидеть как одного из аспектов родительского отношения достоверно выше в группе родителей детей-инвалидов с нарушениями интеллектуального развития средней и высокой степени тяжести, чем в группе детей с легкими нарушениями интеллектуального развития. Следовательно, одной из особенностей родительского отношения к детям-инвалидам с нарушениями интеллекта является высокая степень опасения обидеть.

По-видимому, это обусловлено тем, что внешний вид и поведение детей-инвалидов с нарушениями интеллекта существенно отличается от внешнего вида и поведения здоровых детей (чего нельзя сказать о детях с легкими нарушениями интеллекта: их внешний вид и поведение в большинстве случаев отличается от здоровых детей лишь незначительно, либо не отличается вовсе). Как уже отмечалось, если к большинству тяжелых заболеваний современное общество относится с сочувствием, состраданием, то, к сожалению, тяжелые нарушения интеллекта вызывают у людей скорее упрек и презрение, чем сострадание. Поэтому дети-инвалиды с нарушениями интеллекта на улице, в транспорте и т.д. постоянно становятся объектами повышенного внимания окружающих, и это внимание зачастую имеет негативный эмоциональный оттенок. Другими словами, такие дети постоянно находятся в потенциально психотравмирующих социальных условиях.

Родители детей-инвалидов с нарушениями интеллекта, постоянно являясь свидетелями такого отношения окружающих к своим детям и стремясь, в свою очередь, проявить заботу о них, возможно, стараются компенсировать своим детям в семейной среде тот избыток обид, который наносится им за ее пределами. Возможно, в связи с этим родители таких детей стремятся подавить в самих себе непроизвольно возникающую досаду на непонятливость своих детей, на их отличие от других детей и т.п. С этим, вероятно, и связано достоверное повышение показателей по шкале «Опасение обидеть».

По шкале 18 «Подавление сексуальности» средний показатель в группе родителей детей-инвалидов со средней и тяжелой степенью нарушений интеллектуального развития составил 14,7 балла, в группе родителей детей с легкими нарушениями интеллектуального развития – 12,2 балла. Данные представлены на рисунке 2.

подавление сексуальности

Рис.2. Средние показатели по шкале 18 «Подавление сексуальности» методики «PARI» в изучаемых группах респондентов

Таким образом, в группе родителей детей-инвалидов с нарушениями интеллекта степень подавления сексуальности как одного из аспектов родительского отношения достоверно выше, чем в группе родителей детей с легкими нарушениями интеллекта. Следовательно, следующей выявленной особенностью родительского отношения к детям-инвалидам с выраженными нарушениями интеллектуального развития является повышенный уровень подавления сексуальности.

По-видимому, существование данной закономерности обусловлено взаимодействием нескольких факторов. Во-первых, в силу выраженных нарушений интеллекта такие дети и подростки не способны усвоить социальные нормы, в том числе нормы, регулирующие взаимоотношения полов, поэтому, вероятно, родители склонны препятствовать проявлениям их полового созревания, чтобы избежать в дальнейшем неприятностей, связанных с сексуальным развитием подростков. Во-вторых, вступление таких детей в романтические отношения маловероятно, поскольку сверстники не испытывают, как правило, к ним симпатии и эмоционального притяжения, и родители, по-видимому, стремятся уберечь их от неизбежных в дальнейшем фрустраций, обусловленных невозможностью удовлетворить романтические и сексуальные желания. В-третьих, родители осведомлены о том, что нередко нарушения интеллекта закреплены на генетическом уровне, и это существенно повышает вероятность того, что гипотетические внуки унаследуют заболевания детей, которые, в свою очередь, не смогут самостоятельно их воспитывать. Поэтому, вероятно, родители детей-инвалидов с нарушением интеллектуального развития склонны вовсе исключать нежелательные репродуктивные последствия сексуальности своих детей. И, в-четвертых, в подростковом возрасте дети-инвалиды с нарушениями интеллекта, не усвоив общественные нормы, нередко в открытых и социально неприемлемых формах проявляют свою сексуальность, тем самым побуждая родителей принимать меры по подавлению их сексуальности. Вероятно, совместным действием перечисленных факторов и вызвано повышение показателей по шкале «Подавление сексуальности» в группе родителей детей-инвалидов с нарушениями интеллектуального развития средней и высокой степени тяжести.

Таким образом, согласно результатам исследования различий средних показателей по шкалам методики «PARI» в группах родителей детей-инвалидов с грубыми нарушениями интеллекта и родителей детей с легкими нарушениями интеллектуального развития, обнаружены следующие особенности родительского отношения к детям-инвалидам с нарушениями интеллекта: более высокий уровень опасения обидеть и более высокий уровень подавления сексуальности.

Далее: Результаты исследования родительско-детских отношений