Результаты исследования оценок личностных качеств детей

Согласно результатам проведенного статистического анализа различий средних значений по шкалам методики «Личностный дифференциал» в группах родителей детей-инвалидов с грубыми нарушениями интеллектуального развития и родителей детей с легкими нарушениями интеллекта, не выявлено достоверных различий показателей по шкалам «Оценка» и «Активность» данной методики (в обоих случаях р>0,05). Следовательно, степень уважения, принятия, удовлетворенности личностью ребенка, а также восприятия его экстра- либо интровертированности в обеих группах в среднем одинаковы.

Выявлены достоверные различия средних показателей по шкале «Сила» методики «Личностный дифференциал» в изучаемых группах респондентов (р=0,01). В группе родителей детей-инвалидов с нарушениями интеллекта средней и высокой степени тяжести средний показатель по данной шкале составил 0,3 балла; в группе родителей детей с легкими нарушениями интеллектуального развития – 6,6 балла. Данные представлены на рисунке 7.

сила

Рис.7. Средние показатели по шкале «Сила» методики «Личностный дифференциал» в изучаемых группах респондентов

Таким образом, согласно полученным данным, родители детей-инвалидов с грубыми нарушениями интеллектуального развития оценивают уровень развития волевых сторон личности, независимости, уровень самоконтроля и уверенности в себе своих детей как достоверно более низкий, чем родители детей с легкими нарушениями интеллекта. Очевидно, это обусловлено объективными психологическими особенностями детей-инвалидов с грубыми нарушениями интеллекта: их несамостоятельностью во всех аспектах жизнедеятельности, недоразвитием волевой сферы и т.д.

Поскольку выявленные различия родительских оценок обусловлены объективными различиями детей и отражают адекватное восприятие психологических особенностей своих детей родителями обеих групп, указанное явление не относится непосредственно к числу особенностей родительского отношения к детям-инвалидам с грубыми нарушениями интеллектуального развития.

Далее: Заключение