Методы эмпирического исследования

Для эмпирического исследования особенностей родительских отношений к детям-инвалидам с нарушением интеллектуального развития были подобраны следующие психодиагностические методики.

  1. Опросник родительских установок PARI (parental attitude research instrument) [24, с.168], разработанный американскими психологами Е.С.Шафер и Р.К.Белл и адаптированный в нашей стране кандидатом психологических наук Т.В.Нещерет. Методика предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Опросник включает 115 утверждений; респонденту необходимо отметить степень своего согласия с этими утверждениями путем выбора одного из четырех предложенных вариантов ответа. По итогам обработки результатов тестирования испытуемым начисляются баллы по 23 шкалам, 15 из которых касаются родительско-детских отношений и делятся на три группы:
  2. Оптимальный эмоциональный контакт (данная группа включает в себя 4 параметра: побуждение словесных проявлений, вербализаций; партнерские отношения; развитие активности ребенка; уравнительные отношения между родителем и ребенком);
  3. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (данная группа состоит из 3-х параметров: раздражительность и вспыльчивость; суровость, излишняя строгость; уклонение от контакта с ребенком);
  4. Излишняя концентрация на ребенке (данная группа содержит 8 параметров: чрезмерная забота, установление отношений зависимости; преодоление сопротивления, подавление воли; создание безопасности, опасение обидеть; исключение внесемейных влияний; подавление агрессивности; подавление сексуальности; чрезмерное вмешательство в мир ребенка; стремление ускорить развитие ребенка).

Кроме того, опросник содержит 8 шкал, нацеленных на измерение следующих параметров отношения респондента к семейной роли: ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье; ощущение самопожертвования в роли матери; семейные конфликты; сверхавторитет родителей; неудовлетворенность ролью хозяйки дома; «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи; доминирование семьи; зависимость и несамостоятельность матери.

Каждый из 23-х перечисленных параметров измеряется при помощи 5 суждений, за выбранные варианты ответа на каждое утверждение респондентам начисляется от 1 до 4 баллов по соответствующей шкале; таким образом, в каждом случае минимально возможная выраженность параметра – 5 баллов, максимально возможная – 20 баллов. Показатели величиной от 5 до 8 баллов считаются низкими, от 17 до 20 баллов – высокими.

  1. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР) [24, с.208], разработанный И.М. Марковской и предназначенный для оценки родительско-детских отношений. Опросник состоит из 60 утверждений, степень своего согласия с которыми респонденту необходимо выразить путем выбора одного из пяти предложенных вариантов ответа. Существует несколько различных вариантов данного опросника; в проведенном исследовании применялись варианты опросника для родителей подростков и для родителей дошкольников и младших школьников.

Обработка результатов тестирования респондентов по данному опроснику осуществляется путем начисления баллов по следующим шкалам:

  1. Нетребовательность – требовательность родителя;
  2. Мягкость – строгость родителя;
  3. Автономность – контроль по отношению к ребенку;
  4. Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю;
  5. Отвержение – принятие ребенка родителем;
  6. Отсутствие сотрудничества – сотрудничество;
  7. Несогласие – согласие между ребенком и родителем (вариант опросника для родителей подростков); Тревожность за ребенка (вариант опросника для родителей дошкольников и младших школьников);
  8. Непоследовательность – последовательность родителя;
  9. Авторитетность родителя (вариант опросника для родителей подростков); Воспитательная конфронтация в семье (вариант опросника для родителей дошкольников и младших школьников);
  10. Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем.

За выбранные варианты ответа на каждое утверждение испытуемым начисляется от 1 до 5 баллов; показатели по шкалам могут варьировать в диапазоне от 5 до 25 баллов.

  1. Опросник «Сознательное родительство» [30, с.254], разработанный М.О. Ермихиной под руководством Р.В. Овчаровой и предназначенный для оценки осознанности родительства. Опросник имеет две различные формы, разработанные соответственно для матерей и отцов. Методика включает 48 вопросов, на каждый из которых испытуемому необходимо выбрать один из предложенных вариантов ответа, и 7 шкал:
  2. Родительские позиции;
  3. Родительские чувства;
  4. Родительская ответственность;
  5. Родительские установки и ожидания;
  6. Семейные ценности;
  7. Стиль семейного воспитания;
  8. Родительское отношение.

Показатели по перечисленным шкалам могут варьировать в диапазоне от 6 до 30 баллов.

Кроме того, методика содержит шкалу лжи, а также шкалы оценки согласованности позиций обоих родителей, не учитываемые в проведенном исследовании, т.к. в состав изучаемой выборки вошли только матери детей с нарушением интеллекта и детей-инвалидов с нарушением интеллекта.

  1. Опросник родительской любви и симпатии [30, с.273], разработанный и валидизированный Е.В. Милюковой под руководством Р.В. Овчаровой и предназначенный для выявления преобладающего у родителя чувства по отношению к ребенку (симпатии или любви).

Опросник состоит из двух частей. Первая часть опросника содержит 20 вопросов, на каждый из которых испытуемому необходимо выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Обработка результатов диагностики по первой части опросника осуществляется путем начисления соответствующих баллов по шкалам любви и симпатии. Минимально возможный показатель по каждой из этих двух шкал составляет 10 баллов, максимально возможный – 40 баллов. Если величина показателя по одной из шкал более 20 баллов и превышает величину показателя по второй шкале, то диагностируется преобладание измеряемого данной шкалой чувства в отношении родителя к ребенку.

Родительская любовь – это чувство родителя к своему ребенку, транслируемое через отношение к нему, данное родителю в особого рода переживании кровного родства и продол­жении себя в ребенке, ответственности за его судьбу. Родительская любовь проявляется в большей мере на эмоциональном уровне, а родительская симпатия – на когнитивном (высокая оценка особенностей ребенка, оценка сходств между собой и ребенком и т.п.).

Вторая часть опросника включает 28 утверждений; респонденту необходимо отметить те из них, которые для него наиболее характерны. Обработка результатов осуществляется путем начисления баллов по следующим шкалам:

  1. Биологическая составляющая: биологический компонент родительской любви (физиологическая взаимосвязь родителя с ребенком, наличие биологических потребностей в продолжении рода);
  2. Психологическая составляющая: эмоционально-чувственный компонент родительской любви (сфера глубоких личностных, субъективно-психологических переживаний родителя по отношению к ребенку, эмоциональная взаимосвязь родителя и ребенка);
  3. Психологическая составляющая: когнитивный компонент родительской любви (представления о родительской любви и ее проявлениях, знание интересов ребенка, его потребностей, особенностей поведения и личности в целом);
  4. Социальная составляющая: поведенческий компонент родительской любви (проявление родительской любви в реакциях, действиях и поступках родителя).

Показатели по перечисленным шкалам могут варьировать в диапазоне от 0 до 7 баллов. Преобладание величины показателя по одной из этих шкал над величинами других показателей указывает на доминирующий компонент в родительской любви.

  1. Методика личностного дифференциала [53, с.454], разработанная и адаптированная в НИИ им. В.М. Бехтерева и предназначенная для комплексной диагностики самооценки или оценки субъектом определенных свойств личности другого человека. В данном исследовании методика применялась для изучения оценки детей родителями. Методика содержит 21 пару противоположных по смыслу прилагательных; испытуемым необходимо вначале в каждой паре выбрать одно из двух прилагательных, более характерное для оцениваемой личности, и затем оценить степень выраженности данного свойства личности по 3-хбалльной шкале, либо же выбрать 0, если оба указанных свойства у оцениваемой личности не выражены.

Обработка результатов осуществляется путем начисления баллов по следующим шкалам:

  1. Оценка – показатель уважения, принятия, удовлетворенности личностью оцениваемого субъекта;
  2. Сила – показатель развития волевых сторон личности, независимости, уровня самоконтроля и уверенности в себе оцениваемой личности, а также, во взаимных оценках, – отношений доминирования-подчинения.
  3. Активность – показатель экстра- (при положительных значениях) либо интровертированности (при отрицательных значениях) оцениваемой личности.

Показатели по перечисленным шкалам могут варьировать в диапазоне от -21 до 21 балла.

Результаты тестирования респондентов, вошедших в состав изучаемой выборки, по всем пяти перечисленным психодиагностическим методикам представлены в приложении 1.

Статистическая обработка первичных результатов проведенного эмпирического исследования осуществлялась путем статистического анализа различий средних значений показателей по шкалам методик в двух изучаемых группах респондентов по Т-критерию Стьюдента. Данный метод рекомендован В.Н. Гмурманом для сравнения двух малых независимых выборок [9].

Результаты статистической обработки первичных данных представлены в приложениях 2 и 3.

Далее: Характеристика выборки исследования