Методологические основы эмпирического исследования

В основу эмпирического исследования заложены общенаучные методологические принципы и специальные методологические принципы психологии:

  1. Принцип детерминизма – причинной обусловленности всех явлений.
  2. Принцип системности – нахождения всех явлений в определенной взаимосвязи друг с другом как элементов единой системы. Любое явление необходимо рассматривать в его взаимодействии с другими явлениями, оказывающими на него влияние.
  3. Принцип единства сознания и деятельности – взаимосвязи и взаимообусловленности сознания и деятельности: сознание человека формируется и проявляется в его деятельности.
  4. Принцип психологического детерминизма – все внешние воздействия сначала преломляются через психику человека и только после этого влияют на его реакции и поведение.

Исходя из перечисленных методологических принципов, в основу данной работы заложены следующие концепции:

  1. Особенности родительского отношения к детям-инвалидам с нарушением интеллектуального развития зависят от биологических, социальных и индивидуально-психологических факторов и обусловлены их влиянием.
  2. Родительское отношение как характеристика взаимосвязи между элементами семейной системы (родителями и детьми) подвержено влиянию всех элементов семейной системы и взаимосвязей между ними и оказывает воздействие на родителей, детей, других членов семьи и взаимоотношения между ними.
  3. Сложные во всех отношениях условия жизнедеятельности родителей детей-инвалидов оказывают влияние на родительское отношение к детям только преломившись через психологические особенности родителей, в том числе через их психические свойства и состояния.
  4. Родительское отношение к детям-инвалидам с нарушениями интеллектуального развития формируется и реализуется в процессе деятельности, общения и взаимодействия с другими людьми.

Далее: Методы эмпирического исследования