Характеристика выборки исследования

Эмпирическое исследование особенностей родительского отношения к детям-инвалидам с нарушениями интеллектуального развития было проведено в период с марта по май 2010 года в городе ***. В исследовании приняли участие родители 30 детей с нарушениями интеллектуального развития, обучающихся в областном государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «*** специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида». В связи с более низкой в среднем активностью участия отцов в воспитании детей для обеспечения однородности выборки в состав выборки были включены только матери учащихся школы-интерната, в том числе:

  • 50,0% выборки – матери детей-инвалидов с нарушением интеллекта, характеризующихся умеренной или тяжелой степенью умственной отсталости (1 группа);
  • 50,0% выборки – матери детей с нарушением интеллектуального развития, характеризующихся легкой степенью умственной отсталости (2 группа).

Таким образом, дети матерей перечисленных групп различаются по тяжести степени дефекта: если в первую группу вошли матери детей, жизнедеятельность которых резко ограничена в связи с грубыми нарушениями интеллектуального развития, то дети матерей второй группы имеют лишь легкие нарушения и отличаются от здоровых незначительно.

Возраст матерей в первой группе варьировал в диапазоне от 27 до 57 лет, средний показатель возраста составил 38,9 лет. Возраст их детей, обучающихся в школе-интернате, варьировал от 7 до 16 лет, средний показатель – 11,3 года. Дети 40,0% матерей данной группы – девочки, дети 60,0% –  мальчики.

20,0% матерей, вошедших в состав первой группы, имеют начальное или неполное среднее образование; 53,3% – среднее образование и 26,7% – высшее или незаконченное высшее образование.

26,7% матерей данной группы воспитывают ребенка-инвалида в неполных, 73,3% – в полных семьях.

Возраст матерей во второй группе варьировал в диапазоне от 26 до 58 лет, средний показатель возраста составил 39,0 лет. Возраст их детей, обучающихся в школе-интернате, варьировал от 7 до 14 лет, средний показатель – 11,1 года. Дети 20,0% матерей данной группы – девочки, дети 80,0% –  мальчики.

20,0% матерей, вошедших в состав второй группы, имеют начальное или неполное среднее образование; 80,0% – среднее образование и никто в данной группе не имеет высшего или незаконченного высшего образования.

46,7% матерей данной группы воспитывают ребенка с нарушением интеллектуального развития в неполных, 53,3% – в полных семьях.

Таким образом, обе изучаемые группы матерей характеризуются повышенными показателями возраста относительно возраста детей, что, очевидно, обусловлено тератогенным влиянием на плод позднего возраста матери во время беременности.

В обеих группах респондентов также велико число испытуемых с начальным или неполным средним образованием, а во второй группе отсутствуют лица с высшим образованием, что, вероятно, связано с влиянием социальных факторов на интеллектуальное развитие ребенка, и влиянием генетических факторов на формирование дефекта.

Следовательно, в целом обе группы респондентов имеют особенности, типичные для родителей детей с нарушением интеллектуального развития; выборка является репрезентативной.

Далее: Результаты исследования отношений матерей к их семейной роли