Методы исследования

В соответствии с целью и задачами работы для эмпирического исследования индивидуально-психологических особенностей больных сахарным диабетом были подобраны следующие психодиагностические методики.

  1. Методика «TAS» («Торонтская алекситимическая шкала»), предназначенная для оценки уровня алекситимии и адаптированная в институте им. В.М.Бехтерева [20, с.871]. Методика состоит из 26 вопросов, степень своего согласия с которыми испытуемому необходимо выразить путем выбора одного из пяти вариантов ответа. Обработка результатов осуществляется в соответствии с ключом. По данным авторов методики, итоговые показатели величиной 62 балла и ниже отражают низкий уровень алекситимии, характерный для здоровых людей; показатели величиной 74 балла и выше – высокий уровень алекситимии, характерный для больных психосоматическими расстройствами.
  2. Методика «LSI» («Индекс жизненного стиля») Плутчика-Келлермана-Конте, предназначенная для диагностики механизмов психологической защиты и общего уровня развития психологической защиты [56, с.30]. Методика состоит из 92 вопросов и 8-ми шкал, соответствующих основным механизмам психологической защиты личности: вытеснение, регрессия, замещение, отрицание, проекция, компенсация, гиперкомпенсация, рационализация. По итогам обработки результатов, осуществляемой в соответствии с ключом к методике, вычисляются процентные показатели степени выраженности каждого из перечисленных механизмов психологической защиты, а также общего уровня психологической защиты.
  3. Восьмицветовой тест Люшера [46], предназначенный для диагностики потребностей и эмоционального состояния испытуемых. Данная методика является проективной; стимульный материал представляет собой 8 разноцветных карточек, которые респондентам предлагается ранжировать от наиболее привлекательного цвета до наименее привлекательного. По итогам обработки результатов оценивается уровень удовлетворенности различных потребностей респондента и уровень тревоги (эмоционального неблагополучия).
  4. Шкала социально-психологической адаптированности [56, с.22], разработанная К.Роджерсом и Д.Даймондом и адаптированная Т.В.Снегире-вой. Методика содержит 101 утверждение, степень своего согласия с которыми испытуемым необходимо оценить по 7-балльной шкале. По итогам обработки результатов рассчитываются показатели по следующим шкалам: общий уровень адаптированности – дезадаптированности; шкала лжи; приятие – неприятие себя; приятие других – конфликт с другими; эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность) – эмоциональный дискомфорт (тревожность, беспокойство или, напротив, апатия); ожидание внутреннего контроля (ориентация на то, что достижение жизненных целей зависит от себя самого, личностная ответственность и компетентность) – ожидание внешнего контроля (расчет на толчок и поддержку извне, пассивность в решении жизненных задач); доминирование – ведомость (зависимость от других); «уход» от проблем.
  5. 16-факторный личностный опросник Р.Б.Кеттелла [58, с.265], предназначенный для диагностики личностных особенностей респондентов. Опросник состоит из 187 утверждений, на каждое из которых предлагается выбрать один из трех предложенных вариантов ответа. По итогам обработки результатов начисляются баллы по следующим шкалам (факторам): А: «замкнутость – общительность»; В: интеллект; С: «эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность»; Е: «подчиненность – доминантность»; F: «сдержанность – экспрессивность»; G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»; Н: «робость – смелость»; I: «жесткость – чувствительность»; L: «доверчивость – подозрительность»; М: «практичность – мечтательность»; N: «прямолинейность – дипломатичность»; О: «спокойствие – тревожность»; Q1: «консерватизм – радикализм»; Q2: «конформизм – нонконформизм»; Q3: «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»; Q4: «расслабленность – напряженность».

Кроме того, всем респондентам было задано несколько вопросов о социально-демографических характеристиках (пол, возраст, уровень образования, семейное положение), о состоянии здоровья (о наличии либо отсутствии хронических заболеваний – в группе условно здоровых респондентов, о наличии сопутствующих хронических заболеваний – в группе страдающих сахарным диабетом). Респондентам группы больных сахарным диабетом также были заданы вопросы о давности заболевания, каким типом диабета они страдают и какова, по их мнению, роль эмоциональных факторов в возникновении их заболевания.

Для оценки уровня значимости различий статистическая обработка результатов психологической диагностики респондентов осуществлялась путем применения Т-критерия Стьюдента (данный метод рекомендован для определения статистической значимости различий средних показателей в малых независимых выборках В.Е.Гмурманом [59]), а также анализа таблиц сопряженности.

Обработка результатов проведенного исследования осуществлялась с помощью компьютерной программы Microsoft Excel. Результаты психологической диагностики респондентов представлены в приложении 1, результаты статистической обработки с применением Т-критерия Стьюдента – в приложениях 2 и 3.

Далее: Роль психологических факторов в этиологии сахарного диабета