Введение

Актуальность исследования. Каждый человек на определенном этапе развития выбирает профессию и затем осуществляет профессиональную деятельность, работа становится существенной частью его жизни, а профессия накладывает отпечаток на развитие его личности. Одним из ведущих факторов, влияющих на удовлетворенность трудом, с одной стороны, и на эффективность профессиональной деятельности, с другой стороны, является профессиональная мотивация.

Именно профессиональная мотивация побуждает людей выбирать разные профессии и осуществлять соответствующую профессиональную деятельность, однако различия структуры профессиональной мотивации представителей разных профессий на современном этапе развития науки изучены недостаточно. Данная работа посвящена изучению различий структуры профессиональной мотивации представителей профессий гуманитарной и технической направленности.

Цель исследования: изучение различий структуры профессиональной мотивации представителей профессий технической и гуманитарной направленности.

Объект исследования: представители гуманитарных и технических профессий.

Предмет исследования: сравнительный анализ профессиональной мотивации представителей профессий гуманитарной и технической направленности.

Задачи исследования. В соответствии с целью и предметом исследования задачами исследования являются:

  1. Теоретический анализ литературных источников по данной проблеме;
  2. Проведение эмпирического исследования специфики профессиональной мотивации представителей профессий технической и гуманитарной направленности;
  3. Анализ и интерпретация эмпирического материала;
  4. Формулировка выводов исходя из результатов теоретического и эмпирического анализа.

Методы исследования. В соответствии с задачами исследования в данной работе использованы следующие методы социальной психологии:

  1. Метод анкетирования (специально разработанная анкета для выявления отношения респондентов к работе);
  2. Методы тестирования (тест Герцберга, тест-опросник привлекательности труда, опросник «Смысложизненные ориентации», методика «Ориентационная анкета»);
  3. Методы статистического анализа эмпирического материала (корреляционный анализ, статистический анализ с применением Т-критерия Стьюдента).

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования заключается в его предмете: различия структуры профессиональной мотивации представителей профессий технической и гуманитарной направленности изучаются впервые.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применять знания, полученные в результате исследования, в работе практических психологов, чья деятельность связана с профориентацией, профотбором и психологией труда.

Структура работы. Данная работа включает введение, основную часть, состоящую из трех глав (теоретической, методологической, эмпирической), заключения, списка используемой литературы и приложения.

Далее: Понятие профессиональной мотивации в современной психологии