Влияние индивидуально-психологических характеристик личности на структуру профессиональной мотивации

В проведенном исследовании для диагностики индивидуально-психологических характеристик личности применялись методики «ориентационная анкета» и «смысложизненные ориентации». Обе методики предназначены для диагностики особенностей направленности личности.

Для изучения взаимосвязи между профессиональными мотивами и индивидуально-психологическими характеристиками личности применялся корреляционный анализ.

Результаты корреляционного анализа показателей по шкалам теста Герцберга и шкалам методики «ориентационная анкета». Согласно результатам корреляционного анализа, выявлена статистически значимая прямая связь показателей средней степени выраженности внутренних мотивов профессиональной деятельности, диагностируемых по тесту Герцберга, и показателей степени выраженности деловой направленности личности, диагностируемой по методике «ориентационная анкета» (r=0,26; Р<0,05): чем выше показатели по шкале «деловая направленность», тем выше степень выраженности внутренних мотивов профессиональной деятельности.

Выявлена так же статистически значимая обратная связь показателей по той же шкале «деловая направленность» и, напротив, показателей средней степени выраженности внешних мотивов профессиональной деятельности (r=-0,28; Р<0,05): чем выше степень выраженности деловой направленности личности, тем ниже средний уровень внешних мотивов профессиональной деятельности.

Таким образом, деловая направленность личности способствует формированию и развитию внутренних мотивов профессиональной деятельности и одновременно препятствует развитию внешних профессиональных мотивов.

По-видимому, деловая направленность личности способствует сосредоточению человека на содержании своего труда, повышению его интереса к поставленным задачам и другим внутренним особенностям собственной деятельности. В результате у таких людей развиваются именно внутренние профессиональные мотивы, а внешние характеристики профессиональной деятельности остаются, вероятно, вне фокуса внимания и рассматриваются субъектами как второстепенные. Это и ведет к развитию внутренних мотивов в ущерб внешним мотивам профессиональной деятельности.

Выявлена статистически значимая прямая связь показателей степени выраженности мотива «отношения с коллегами» в структуре профессиональной мотивации и показателей по шкале «направленность на взаимоотношения» методики «ориентационная анкета» (r=0,32; Р<0,05): чем выше уровень выраженности направленности личности на взаимоотношения с окружающими людьми, тем выше степень значимости профессионального мотива, связанного с формированием и поддержанием положительных взаимоотношений с коллегами по работе.

Таким образом, направленность личности на взаимоотношения с окружающими способствует формированию и развитию профессионального мотива достижения и сохранения положительных взаимоотношений с коллегами.

По-видимому, данная взаимосвязь объясняется так же, как и предыдущая: характерная для личности направленность на взаимоотношения в процессе осуществления профессиональной деятельности проявляется в повышении интереса субъекта к общению и взаимодействию с коллегами, в сосредоточении его внимания на тех или иных аспектах взаимоотношений с другими сотрудниками коллектива. Высокая значимость для личности взаимоотношений с людьми как таковых переносится и на взаимоотношения с коллегами по работе.

По результатам корреляционного анализа выявлена значимая прямая связь показателей по шкале «направленность на себя» методики «ориентационная анкета» и значений по шкале «отношения с руководством» теста Герцберга (r=0,27; Р<0,05): чем выше уровень выраженности направленности личности на себя, тем выше степень значимости для нее профессионального мотива, связанного с формированием и поддержанием положительных взаимоотношений с руководством организации.

Следовательно, направленность личности на себя способствует формированию и развитию профессионального мотива достижения и сохранения положительных взаимоотношений с руководством.

Возможно, данная закономерность, в отличие от предыдущих, носит не прямой, а опосредованный характер. Вероятно, она объясняется тем, что личности с повышенным уровнем выраженности направленности на себя рассматривают различные аспекты своей профессиональной деятельности с точки зрения того, какую пользу они могут принести сами себе. А поскольку руководство организаций обладает властью и соответствующими полномочиями для решения почти любых вопросов, возникающих в процессе работы организации, то, как правило, именно от руководства зависит содержание решения этих вопросов, в том числе тех, которые непосредственно затрагивают интересы субъекта. Именно осознание влияния субъективных факторов на процесс и результат принятия решений руководством, вероятно, приводит к повышению значимости положительных отношений с руководством для субъектов с повышенным уровнем выраженности направленности на себя.

Таким образом, результаты проведенного в данном исследовании корреляционного анализа свидетельствуют о том, что общая направленность личности оказывает значимое влияние на структуру профессиональной мотивации. Различные виды направленности личности способствуют развитию мотивов профессиональной деятельности, соответствующих виду общей направленности личности субъекта.

Результаты корреляционного анализа показателей по шкалам теста Герцберга и шкалам методики «смысложизненные ориентации» отразили наличие множества взаимосвязей между перечисленными показателями, которые оказались наиболее интересными и сложными для интерпретации.

Выявлены статистически значимые обратные связи показателей степени выраженности финансовых мотивов профессиональной деятельности и показателей по шкалам «Результат», «Локус контроля – жизнь» и итоговой шкале «Осмысленность жизни» методики «Смысложизненные ориентации» (r=-0,26, Р<0,05; r=-0,27, Р<0,05 и r=-0,25, Р≤0,05 соответственно).

Следовательно, высокий уровень значимости финансовых мотивов профессиональной деятельности характерен для респондентов, характеризующихся низким уровнем как общей осмысленности жизни, так и, в частности, прожитой части жизни («Результат») и убежденности в возможности контролировать свою жизнь («Локус контроля – жизнь»).

По-видимому, высокий уровень осмысленности жизни приводит к повышению значимости для личности «вечных» ценностей (таких как любовь, дружба, добро и т.д.) и нематериальных потребностей, которые невозможно удовлетворить путем достижения финансового благополучия. Преобладание значимости нематериальных потребностей и ценностей оттесняет на второй план и ограничивает уровень выраженности потребностей личности в том, что можно купить, и, соответственно, снижается степень значимости для субъекта средств для удовлетворения потребительских потребностей, т.е. денег. Таким путем, вероятно, и снижается степень выраженности финансовых мотивов профессиональной деятельности.

Кроме того, можно предположить, что профессиональная мотивация субъектов с высоким уровнем осмысленности жизни в большей мере зависит от внутренних факторов и в меньшей степени подвержена внешним влияниям, таким как СМИ (средства массовой информации), пропагандирующие высокую значимость материальных ценностей и финансового благополучия. Подверженность внешним влияниям в большей мере характерна для лиц с низким уровнем осмысленности жизни: легко и не задумываясь интериоризуя навязываемые ценности, такие субъекты придают большое значение финансовым мотивам в соответствии с ценностями общества.

По результатам корреляционного анализа выявлены так же статистически значимые обратные связи показателей по шкале «отношения с руководством» теста Герцберга и показателей по шкалам «Цели», «Процесс», «Локус контроля – жизнь» и итоговой шкале «Осмысленность жизни» методики «Смысложизненные ориентации» (r=-0,28, Р<0,05; r=-0,37, Р<0,01;    r=-0,33, Р=0,01 и r=-0,34, Р<0,01 соответственно). Так же, как и в предыдущем случае, коэффициенты корреляции показателей степени значимости профессионального мотива «отношения с руководством» и показателей по другим шкалам методики «Смысложизненные ориентации» являются отрицательными и близкими к значимым, что свидетельствует о наличии тенденции к обратной связи между значимостью отношений с руководством и всеми составляющими осмысленности жизни.

Выявленные взаимосвязи свидетельствуют о том, что, чем выше уровень осмысленности жизни (как в целом, так и в отдельных аспектах), тем ниже степень значимости профессионального мотива, связанного с достижением и сохранением положительных взаимоотношений с руководством.

Похоже, что существует характерная для некоторых людей тенденция рассматривать положительные взаимоотношения с руководством организации как средство достижения личных целей, что отразилось в наличии прямой связи между уровнем выраженности направленности личности на себя и степенью значимости для нее профессионального мотива состоять в положительных отношениях с руководством. Т.е. положительные отношения с руководством, с обладателями властных полномочий рассматриваются определенной категорией людей опосредованно, как способ достижения собственных целей. Вероятно, низкий уровень осмысленности жизни сопряжен с высокой значимостью материальных ценностей и потребительских потребностей, удовлетворению которых руководитель может поспособствовать (например, путем воздействия на уровень оплаты труда). А на реализацию высших потребностей и «вечных» ценностей, предположительно доминирующих у людей с высоким уровнем осмысленности жизни, руководство организации может оказать влияние в значительно меньшей степени. Поэтому, вероятно, отношения с руководством для респондентов с низким уровнем осмысленности жизни приобретают гораздо бОльшую степень значимости, чем для респондентов с высоким уровнем осмысленности жизни.

Кроме того, возможно, субъекты с низким уровнем осмысленности жизни, не имея внутренних, самостоятельно сформированных смысложизненных ориентаций, испытывают потребность в наличии какого-либо внешнего источника, задающего смысл существования собственным примером или прямыми указаниями. Наиболее логично выбрать таким источником человека, обладающего более высоким статусом и признанным авторитетом, т.е., например, руководителя организации. Поэтому, возможно, руководство организации и, следовательно, отношения с руководством приобретают особую значимость для респондентов с низким уровнем осмысленности жизни.

По результатам корреляционного анализа выявлены значимые прямые связи показателей по шкале «Локус контроля – жизнь» методики «Смысложизненные ориентации» и значений по шкалам «Ответственность работы» и «Отношения с коллегами» теста Герцберга (r=0,31, Р<0,05 и r=0,30, Р<0,05 соответственно). Следовательно, убежденность человека в том, что он может управлять своей жизнью, сопряжена с высокой значимостью для него профессиональных мотивов, связанных с ответственностью выполняемой деятельности и сохранением положительных взаимоотношений с коллегами по работе.

Возможно, осознание своей возможности управлять собственной жизнью доставляет человеку определенное удовольствие, и своего рода продолжение этого удовольствия он видит в том, чтобы управлять собственной деятельностью и психологической атмосферой, в которой эта деятельность осуществляется. Отсюда, вероятно, и возникает стремление выполнять именно ответственную профессиональную деятельность, а также достигать и сохранять положительные взаимоотношения с коллегами, от которых преимущественно зависит субъективное восприятие социально-психологического климата в коллективе.

Кроме того, возможно, что в данном случае речь идет не только о влиянии смысложизненных ориентаций на профессиональные мотивы, но и о влиянии профессиональных мотивов на смысложизненные ориентации. Вероятно, исходно высокий уровень значимости профессиональных мотивов, связанных со стремлением выполнять ответственную работу и состоять в положительных взаимоотношениях с коллегами, приводит к реализации субъектом данных стремлений. Самостоятельное достижение благоприятной психологической атмосферы и успешного выполнения ответственной работы становится фактором, под воздействием которого возникает убежденность субъекта в возможности управлять своей жизнью.

По результатам корреляционного анализа выявлены статистически значимые обратные связи показателей средней степени выраженности внешних мотивов профессиональной деятельности и показателей по шкалам «Процесс» и «Осмысленность жизни» методики «Смысложизненные ориентации» (r=-0,32, Р<0,05 и r=-0,26, Р<0,05 соответственно).

Выявлена также статистически значимая прямая связь показателей средней степени выраженности внутренних мотивов профессиональной деятельности и показателей по шкале «Процесс» методики «Смысложизненные ориентации» (r=0,29, Р<0,05).

Таким образом, в соответствии с результатами проведенного эмпирического исследования, можно говорить о существовании следующей тенденции: чем выше уровень осмысленности жизни (как в целом, так и в отдельных аспектах), тем выше степень значимости внутренних мотивов профессиональной деятельности и ниже степень значимости внешних профессиональных мотивов. Наиболее отчетливо данная закономерность проявляется в отношении интереса и эмоциональной насыщенности жизни («процесс»).

Поскольку осуществление профессиональной деятельности является немаловажной, а нередко и наиболее важной частью человеческой жизни, вероятно, позиция человека по отношению к собственной жизни переносится и на его отношение к своей профессиональной деятельности. Поэтому, возможно, респонденты с высоким уровнем осмысленности жизни так же осмысленно относятся и к своей работе, в результате чего их внимание концентрируется на первостепенных, содержательных аспектах профессиональной деятельности, а второстепенные, внешние по отношению к содержанию труда аспекты уходят на второй план. В результате высокий уровень осмысленности жизни влечет за собой высокий уровень осмысленности содержания труда, что и приводит к развитию внутренних мотивов профессиональной деятельности в ущерб внешним профессиональным мотивам.

Таким образом, результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что уровень осмысленности жизни оказывает значимое влияние на структуру профессиональной мотивации. Высокий уровень осмысленности жизни приводит к развитию внутренних мотивов профессиональной деятельности, а при низком уровне осмысленности жизни преобладают внешние мотивы профессиональной деятельности, особенно финансовые мотивы и мотивы, связанные со стремлением состоять в положительных отношениях с руководством.

Результаты корреляционного анализа показателей по шкалам теста Герцберга и степени согласия испытуемых с утверждениями анкеты. Для диагностики отношения респондентов к различным аспектам выполняемой ими работы нами была разработана анкета, состоящая из 25 вопросов (приложение 4).

Выявлена значимая прямая связь показателей степени выраженности профессионального мотива достижения личного успеха и степени согласия респондентов с утверждением: «Работа – это самое главное в моей жизни» (r=0,25, Р=0,05): большинство респондентов, характеризующихся высоким уровнем выраженности данного мотива, выразили высокую степень согласия с данным утверждением, а респонденты, характеризующиеся низким уровнем выраженности данного мотива, чаще отрицали данное утверждение.

Вероятно, профессиональная деятельность является основной сферой возможного достижения личного успеха. Поэтому респонденты, для которых характерен высокий уровень стремления достичь успеха, придают большое значение своей работе как единственной возможности реализовать подобное стремление. В результате профессиональная деятельность выходит на первый план в числе жизненных приоритетов, чем и обусловлена склонность таких респондентов соглашаться с данным утверждением.

По результатам корреляционного анализа выявлена значимая прямая связь показателей степени выраженности мотива профессиональной деятельности, связанного с достижением и поддержанием положительных взаимоотношений с руководством, и показателей удовлетворенности респондентов выбором места работы (r=0,34, Р<0,01). Данная связь говорит о том, что чем выше уровень удовлетворенности выбором места работы, тем выше степень выраженности мотива «отношения с руководством». Следует отметить, что степень выраженности данного мотива не коррелирует с показателями удовлетворенности выбором профессии (r=-0,09, Р>0,05), т.е. закономерность относится именно к удовлетворенности выбором места работы, а не к удовлетворенности выбором профессии.

Похоже, что респонденты, удовлетворенные выбором места работы, в большей мере ценят и желают сохранить свое место работы, чем респонденты, не удовлетворенные своим выбором места работы. А поскольку именно руководитель обладает полномочиями уволить сотрудника, лишив его тем самым данного места работы, отношения с руководителем приобретают более высокую значимость для испытуемых, удовлетворенных местом работы и не желающих его лишиться.

Выявлены значимые прямые связи показателей уровня выраженности профессионального мотива «ответственность работы» и степени согласия респондентов с утверждениями анкеты «Я работаю с воодушевлением» и «Моя работа интересна для меня» (r=0,25, Р=0,05 и r=0,28, Р<0,05 соответственно). Следовательно, чем выше степень выраженности профессионального мотива, связанного с ответственностью выполняемой работы, тем выше уровень интереса и воодушевления, с которыми субъект реализует свою профессиональную деятельность.

Поскольку мотив «ответственность работы» является внутренним, связанным с содержанием труда профессиональным мотивом, возможно, стремление выполнять ответственную работу приводит к сосредоточению субъекта на содержании труда и выбору такого вида деятельности, который в по своему содержанию в наибольшей мере соответствует интересам и способностям личности. В результате выбранная профессиональная деятельность и выполняется с повышенным интересом и воодушевлением.

Выявлена значимая прямая связь показателей по шкале «Содержание работы» и степени согласия испытуемых с утверждением «Я работаю качественно (у меня хорошо получается выполнять свои обязанности)» (r=0,26, Р<0,05). Это означает, что, чем выше степень выраженности профессионального мотива, связанного со стремлением выполнять интересную работу, тем выше оценка качества ее выполнения.

По-видимому, исходное стремление выполнять профессиональную деятельность, соответствующую собственным интересам, приводит к тому, что человек и выбирает именно такую работу, содержание которой ему нравится. Соответствие содержания труда интересам личности приводит к тому, что субъект испытывает положительные эмоции непосредственно в процессе осуществления профессиональной деятельности, работает с удовольствием, а не «для галочки», что и приводит в итоге к повышению качества исполнения профессиональных обязанностей.

Выявлена значимая прямая связь показателей по шкале «Содержание работы» и степени согласия респондентов с утверждением «Обстоятельства (проблемы со здоровьем и т.п.) ограничивают мою работоспособность» (r=0,30, Р<0,05). Следовательно, работоспособность респондентов с высокой степенью выраженности стремления выполнять интересную работу более подвержена неблагоприятным воздействиям внешних факторов, чем работоспособность респондентов с низким уровнем выраженности данного стремления.

По-видимому, выявленная закономерность обусловлена тем, что респонденты, характеризующиеся стремлением выполнять интересную работу, склонны к более глубокому сосредоточению внимания на содержании своей деятельности. Различные внешние воздействия выступают для них как отвлекающие факторы, препятствуют сосредоточению на содержании деятельности и тем самым снижают уровень работоспособности.

Выявлена статистически значимая обратная связь показателей по шкале «Отношения с коллегами» теста Герцберга и степени согласия респондентов с утверждением «Моя семья и друзья одобряют мой выбор места работы» (r=-0,27, Р<0,05). Выявленная закономерность свидетельствует о том, что чем ниже степень одобрения выбора места работы субъекта его семьей и друзьями, тем выше уровень выраженности стремления поддерживать положительные взаимоотношения с коллегами.

Коллеги по работе, с одной стороны, и семья и друзья респондентов, с другой стороны, являются различными группами, входящими в состав непосредственного социального окружения субъекта. Возможно, интересы этих групп направлены противоположно: например, коллеги желают, чтобы субъект больше времени и сил тратил на реализацию профессиональной деятельности, а семья и друзья – напротив, чтобы субъект реализовывал свои семейные функции и общался с друзьями. Выбор личности в пользу интересов той или иной группы ущемляет интересы другой группы. При отсутствии одобрения семьей и друзьями респондента выбранной им профессии и места работы, по-видимому, субъект ищет моральной поддержки среди коллег, и в связи с этим для него повышается значимость достижения и сохранения положительных взаимоотношений с коллегами. Напротив, в условиях одобрения выбора профессии и места работы семьей и друзьями респондент чувствует моральную поддержку со стороны своего ближайшего окружения вне профессиональной деятельности, и его стремление к достижению и сохранению положительных взаимоотношений с коллегами не развивается, т.к. социальные потребности личности удовлетворяются в кругу семьи и друзей.

Таким образом, результаты корреляционного анализа говорят о том, что существует множество взаимосвязей между структурой профессиональной мотивации и отношением к различным аспектам труда: профессиональная мотивация оказывает влияние на отношение человека к работе. При этом высокий уровень выраженности внутренних профессиональных мотивов (ответственности работы, содержания труда) приводит к положительному отношению субъекта к работе (интересу к содержанию деятельности, воодушевлению в процессе ее выполнения, высокой оценке качества своей работы), а низкий уровень выраженности внутренних профессиональных мотивов приводит к обратным результатам.

Результаты корреляционного анализа значений по шкалам теста Герцберга и показателей социально-демографических характеристик респондентов. В проведенном исследовании фиксировались следующие социально-демографические характеристики респондентов: пол, возраст и уровень образования.

По результатам корреляционного анализа не выявлено ни одной статистически значимой связи между возрастом испытуемых и степенью выраженности мотивов профессиональной деятельности, диагностируемой по тесту Герцберга. Следовательно, согласно результатам проведенного эмпирического исследования, возраст никак не влияет на структуру профессиональной мотивации, и структура профессиональной мотивации не имеет выраженных возрастных особенностей.

Не выявлено также ни одной значимой связи между полом респондентов и степенью выраженности профессиональных мотивов. Следовательно, согласно полученным результатам, структура профессиональной мотивации не имеет и гендерных особенностей.

По результатам корреляционного анализа выявлена статистически значимая прямая связь между уровнем образования респондентов и степенью выраженности профессионального мотива достижения общественного признания (r=0,30, Р<0,05). Таким образом, для респондентов с высшим образованием характерна более высокая степень выраженности мотива достижения общественного признания профессиональной деятельности, чем для респондентов со средним образованием.

По-видимому, как высшее образование влияет на степень выраженности мотива достижения общественного признания, так и исходно высокий уровень выраженности данного мотива вызывает стремление людей получить высшее образование. Возможно, с одной стороны, исходное стремление достичь общественного признания толкает людей получить высшее образование, т.к. высшее образование дает больше возможностей для достижения общественного признания профессиональной деятельности, чем среднее. С другой стороны, более высокий уровень образования открывает «более широкие горизонты», вызывая, в свою очередь, повышение мотивации достижения общественного признания профессиональной деятельности.

Таким образом, по результатам корреляционного анализа выявлено лишь незначительное влияние социально-демографических характеристик респондентов на структуру профессиональной мотивации: структура профессиональной мотивации не связана с возрастом и полом испытуемых, а уровень образования влияет только на степень выраженности профессионального мотива общественного признания.

Далее: Выводы