Сравнительный анализ структуры профессиональной мотивации представителей технических и гуманитарных профессий

Различия структуры профессиональной мотивации представителей технических и гуманитарных профессий в проведенном исследовании изучались путем применения Т-критерия Стьюдента. Результаты соответствующей статистической обработки представлены в приложении 2.

Вопреки ожиданиям, статистически значимых различий в степени выраженности профессиональных мотивов не выявлено ни по одной из шкал теста Герцберга, включая обобщенные шкалы средней степени выраженности внешних и внутренних мотивов: во всех случаях соответствующий Т-критерию Стьюдента уровень значимости различий средних значений по шкалам в изучаемых группах Р>0,05.

Данные о средней степени выраженности различных мотивов профессиональной деятельности у респондентов в обеих группах представлены в следующей таблице и на диаграмме.

мотивы технических и гуманитарных

технические и гуманитарные

Рис.2. Выраженность профессиональных мотивов в группах представителей профессий технической и гуманитарной направленности

Таким образом, результаты проведенного исследования говорят о том, что структура профессиональной мотивации представителей профессий гуманитарной и технической направленности практически не различается: все профессиональные мотивы имеют в среднем приблизительно равную степень значимости для респондентов в обеих группах. Не выявлено и статистически значимых различий в изучаемых группах по какой-либо из шкал методики «ПТР-1» (МII), так же отражающих степень выраженности различных профессиональных потребностей респондентов (во всех случаях р>0,05). Следовательно, гипотеза эмпирического исследования о наличии различий структуры профессиональной мотивации в группах представителей профессий технической и гуманитарной направленности не подтверждается.

Возможно, это обусловлено тем, что современные экономические условия нашего общества приводят к нарушению экономических стратегий, которые поддерживают нормальное развитие общества. Для многих людей характерно амбивалентное состояние профессионально-карьерной мотивационной сферы, которое «проистекает из так называемого кризиса мотивации в условиях «переходной экономики». Речь идет о проявлении деформированной профессионально-карьерной мотивации, трансформирующейся под влиянием неблагоприятных структурных факторов. Такое состояние можно определить как доминирование ситуативных мотивов выживания» [19].  Это подтверждается также выявленной по итогам данного исследования закономерностью, состоящей в преобладании значимости финансовых мотивов над значимостью всех других профессиональных мотивов. Поэтому, видимо, в число представителей профессий и гуманитарной, и технической направленности входят люди, выбравшие данный вид деятельности не потому, что содержание работы соответствует их внутренним побуждениям, а из-за уровня оплаты труда или по другим внешним по отношению к содержанию деятельности причинам, связанным преимущественно с экономическими условиями современного общества. В результате обе группы респондентов включают существенное число, так сказать, «случайных» людей, для которых выбор профессии не зависел в значительной мере от содержания профессиональной деятельности, и которые при других обстоятельствах выбрали бы совершенно другую профессию.

По-видимому, именно наличие таких респондентов, выбравших профессию под давлением внешних условий, сглаживает различия профессиональной мотивации в группах представителей профессий технической и гуманитарной направленности. Поскольку гуманитарные и технические профессии различаются именно по своему содержанию, вероятно, и различия в структуре профессиональной мотивации существуют только у тех представителей профессий гуманитарной и технической направленности, которые выбирали профессию преимущественно под влиянием мотивов, связанных с содержанием деятельности (доминантный тип профессиональной мотивации). Однако в рамках проведенного исследования данное предположение невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть в связи с отсутствием информации о том, какой тип профессиональной мотивации был характерен для респондентов на этапе выбора профессии.

Для выявления различий в структуре профессиональной мотивации представителей профессий гуманитарной и технической направленности, выбранной под влиянием доминантного типа профессиональной мотивации, требуются дальнейшие исследования, в которых объем выборки следует ограничить только теми испытуемыми, для которых характерен доминантный тип профессиональной мотивации. Кроме того, для изучения данного предмета будут представлять интерес исследования, позволяющие диагностировать особенности профессиональной мотивации одних и тех же испытуемых на этапах выбора профессии, получения профессионального образования, выбора места работы и непосредственного осуществления профессиональной деятельности.

Кроме структуры профессиональной мотивации, в данном исследовании сравнивались различные аспекты отношения к труду и удовлетворенности работой в группах представителей профессий гуманитарной и технической направленности. Согласно результатам статистического анализа, несмотря на то, что выбор направления профессиональной деятельности осуществляется многими людьми в зависимости, в первую очередь, от материальных условий, все же степень удовлетворенности работой у представителей профессий технической и гуманитарной направленности различна.

Согласно полученным данным, в изучаемых группах выявлены значимые различия показателей степени удовлетворенности потребности в признании и личном авторитете, диагностируемой по методике «ПТР-1» (Р=0,05): средний показатель удовлетворенности данной потребности в группе респондентов-представителей гуманитарных профессий составляет -1,4 балла, а в группе испытуемых-представителей технических профессий средний показатель составляет -2,1 балла. Следовательно, в группе представителей профессий гуманитарной направленности потребность в признании и личном авторитете в среднем в большей мере удовлетворена, чем в группе представителей профессий технической направленности.

Кроме того, по результатам анкетирования выявлены статистически значимые различия степени согласия респондентов изучаемых групп с утверждениями «Результаты моего труда стОят затраченных мной усилий» (Р=0,02) и «Я работаю качественно (у меня хорошо получается выполнять свои обязанности)» (Р=0,03). Средние значения степени согласия с перечисленными утверждениями в обоих случаях значимо выше в группе представителей профессий гуманитарной направленности, чем в группе представителей профессий технической направленности. Данные представлены в следующей таблице и на диаграмме.

дополнениядополнения график

Рис.3. Оценка результатов своего труда представителями профессий технической и гуманитарной направленности

Следовательно, для представителей гуманитарных профессий характерна более высокая оценка результатов собственного труда, чем для представителей технических профессий.

Таким образом, три перечисленных закономерности, выявленных по результатам проведенного исследования, говорят о том, что удовлетворенность результатами труда в группе представителей профессий гуманитарной направленности выше, чем в группе представителей технических профессий.

Если предположить, что уровень оплаты труда представителей гуманитарных профессий ниже, чем уровень оплаты труда представителей технических профессий, то такие результаты могут быть объяснены влиянием когнитивного диссонанса, выявленного Л.Фестингером в его известных экспериментах, когда низкое вознаграждение за участие в эксперименте компенсировалось увеличением субъективного смысла и значения этого эксперимента.

Кроме того, возможно, представители профессий гуманитарной направленности в большей мере взаимодействуют с людьми в процессе осуществления профессиональной деятельности, чем представители профессий технической направленности, и, соответственно, получают больше положительной обратной связи. Если объектом профессионального воздействия представителей технических профессий являются неодушевленные предметы (машины, компьютеры и т.п.), то объектом профессионального воздействия представителей гуманитарных профессий являются, как правило, люди (ученики, пациенты и т.д.). Достигая положительных результатов в профессиональной деятельности, представители технических профессий могут получить извне соответствующий эмоциональный отклик только от коллег или руководства, а представители гуманитарных профессий – так же и непосредственно от объектов профессионального воздействия: приобретших знания учеников, вылеченных пациентов и т.д. В итоге представители гуманитарных профессий имеют больше возможностей почувствовать общественное признание и получить подтверждения значимости и качества результатов своего труда, чем представители технических профессий. Этим, по-видимому, и обусловлена бОльшая удовлетворенность представителей гуманитарных профессий результатами собственного труда и общественным признанием своей профессиональной деятельности.

Таким образом, по результатам проведенного исследования не выявлено значимых различий в структуре профессиональной мотивации представителей профессий технической и гуманитарной направленности, что, вероятно, обусловлено избыточным влиянием внешних факторов на выбор профессии в связи с особенностями современных социально-экономических условий. Выявлена бОльшая степень удовлетворенности представителей гуманитарных профессий результатами своего труда и оценками окружающих в сравнении с представителями технических профессий: по-видимому, это связано с бОльшим объемом положительной обратной связи, получаемой представителями гуманитарных профессий в связи с особенностями объектов профессионального воздействия.

Другими словами, с психологической точки зрения профессии гуманитарной и технической направленности различаются для субъектов не столько причинами (профессиональная мотивация), сколько последствиями реализации профессиональной деятельности (удовлетворенность трудом).

Далее: Влияние индивидуально-психологических характеристик личности на структуру профессиональной мотивации